Рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies) 2014

wallpaper3263_19008,5Режиссер: Питер Джексон
Премьера: 01.12.2014

Невероятное путешествие одного скромного домоседа-хоббита начиналось на страницах книги и на кадрах (теперь уже смело об этом можно говорить) кинохроники забавным диалогом про «доброе утро» со странствующим волшебником Гэндальфом. Примерно тот же диалог вел все эти годы со зрителем великий режиссер-сказочник современности Питер Джексон, приглашая всех от мала до велика пуститься вслед за ним в путь, полный опасностей и приключений, в путь, из которого никто не вернется прежним.

Сторонний зритель, не фанат мира Средиземья, отбрыкивался от ПиДжея, как тот хоббит отбрыкивался от Гэндальфа, и режиссер был вынужден применять все новые и новые аргументы, чтобы уговорить упрямца, а в конце диалога он, я уверен, воскликнул в сердцах что-то вроде: «Подумать, до чего я дожил: зритель отделывается от меня своим «добрым утром», как будто я пуговицами вразнос торгую». И зритель, в большинстве своем, согласился на авантюру.

Если в первой части трилогии зрителю все приходится объяснять, вводить его в ситуацию, погружать в быт и атмосферу нового мира, знакомить с целями и задачами, а во второй части нужно бежать, топать, ползти, ехать верхом на бочках к заданной цели, то в третьей части нужно уметь показать, что долгий путь был проделан не просто так, что цель — заветный приз — стоила того и даже большего. Уверен, что примерно так Питер Джексон осмыслял для себя схему второй трилогии из истории Средиземья, потому что примерно такова схема проверенного уже временем и приобретшего статус культового ВК. А если так, то зачем что-то кардинально менять? Можно лишь улучшать.

— Приключения — это не увеселительная прогулка в сияющий майский день.

Иногда лучшее — враг хорошего. Именно за это ругали в основном вторую часть Хоббита («Пустошь Смауга»), говоря о том, что первая («Нежданное путешествие») — почти каноническая, в духе ВК, в духе Толкина, а вот вторая — какая-то мясорубка, матрица, какой-то суперполигон для испытания новейших достижений техники, грима и компьютерной графики.Рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies) 2014

Совершенно очевидно, что Джексон учел пожелания и замечания. Шестой частью (да, теперь счет уже можно вести так) он снова вернулся к истокам по части выразительных средств, по части духа и традиций, и, наконец, он вернул домой не только хоббита, но и зрителя, он таким хитрым способом закольцевал историю, чтобы все шесть частей теперь легко можно было смотреть друг за другом.

Красивое получилось у Питера Джексона прощание (хотя я наивно надеюсь, то это лишь передышка) со Средиземьем. Оно не затянуто, оно не выхолощено до того состояния, когда даже искренняя и светлая грусть воспринимается с предубеждением, недоверием.Рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies) 2014

Здесь есть все: и старый добрый дух Средиземья, и юмор, и лирика, и масса батальных сцен и отдельных блистательных поединков, и совершенно чудесная сцена изгнания Саурона из Дол-Гулдура, которая, строго говоря, даже в урезанном виде (надеюсь, в расширенной версии она еще краше) является Аркенстоном, королевским камнем, этой экранизации. Все это великолепие прямо сейчас, по выходе из кинозала, уже хочется медленно, вооружившись кружкой вкусного чая и пледом, кадр за кадром крутить, рассматривать, впитывать.

 — Надеюсь, вы не уйдете до ужина? — спросил он вежливо самым своим ненастойчивым тоном.

— Ни в коем случае! — ответил Торин . — Мы и после ужина не уйдем.

По ходу этой трилогии менялся не только добропорядочный хоббит, но вместе с ним и зритель, зачарованный полетом фантазии Профессора Толкина и Профессора Джексона, вдохновленный примерами персонажей, любивших и умиравших за свою любовь, превращавшихся в героев, изначально не обладая геройскими качествами. И не раз, и не два вторил покоренный зрителей за Бильбо: «Хорошо, когда рядом есть волшебник». Хорошо, что XX век подарил миру писателя-волшебника, а в веке XXI пробудился дар в волшебнике-режиссере. Всем нам иногда нужно немножко магии, а в годины кризисов и прочих напастей — тем более.

P.S. — Если вы когда-нибудь будете проходить мимо моего дома, — сказал Питер Джексон на прощание зрителю, — входите не стучась. Чай подается в четыре, но милости прошу во всякое время.

 

Подготовил: Игорь Новиков (ig-n)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal