Отзыв о спектакле «Вальпургиева ночь» театра Ленком

Вальпургиева ночь Ленком10Премьера: 14.03.2015
Постановщик: Марк Захаров

Марк Анатольевич всегда ставит абсолютно блистательные спектакли в своем театре «Ленком» и, что отрадно, продолжает держать марку и в последнее время. Два года назад была феноменальная фантасмагория по мотивам Чехова и Аристофана «Небесные странники», в этом году – сложная изначально, но мастерски поставленная театральная постановка «Вальпургиева ночь» — своеобразный альманах творчества культового писателя Советского Союза Венедикта Ерофеева.

Несмотря на название, костяк и сюжет  — это почти дословное цитирование знаменитых «Москва — Петушки», иногда дополненное «Записками психопата». Дополнения не случайны, ведь в итоге на театральном помосте возникает некое собрание сочинений или квинтэссенция творчества одного из самых необычных отечественных авторов. И мир Ерофеева – это сюрреалистическая проекция нашего бытия, обличающая и обнажающая реальную действительность. Парадоксы и национальное подсознание – это все вылилось в эпатажный спектакль, граничащий с настоящим арт-хаусом.Вальпургиева ночь Ленком

В главной роли — приглашенный из «МХТ им. Чехова» Игорь Миркурбанов – бывший ученик Марка Анатольевича, но не оценивший его в годы студенчества. Веничка в его исполнении — блистателен! Сомнений, что перед нами не актер, а настоящий герой произведения – абсолютно не возникает, настолько он «одухотворенно» выглядит на сцене. Воображаемый пряный аромат перегара струей доносится в нос (пусть и виной тому сосед по креслу под легким шофе). Шарм актера срабатывает мгновенно – каждое его слово не пролетает мимо, а глаза цепко следят за происходящим. И здесь нет никакого шутовства или кривляния, а сценический Веничка — настоящий «собеседник» зрителю по столу (по скамейке и по какому-либо еще месту).

В какой-то момент спектакля Веничка встает молча у края сцены  и медленно рассматривает колоритнейший «бомонд» своего вагона. Здесь и вечно хмельной Черноус (Виктор Раков), удивляющий всех пассажиров своей начитанностью, и пристрастившая к хересу не от хорошей жизни Зиночка (Александра Захарова), и недалекий Митрич (Сергей Степанченко) со своим придурковатым внучком (Дмитрий Гизбрехт), что едут кататься на каруселях в Орехово-Зуево, и умный-умный пассажир с фирменным «трансцендентально», и тупой-тупой его напарник с фразочкой «Закуска типа «я вас умоляю!». Полный срез общества по-ерофеевски – дикий цирк уродцев.Вальпургиева ночь Ленком

Сцена привычно оформлена концептуально – эдакий ретроспективный телевизор нашего прошлого, где линии пересекаются в правильных и неправильных формах, углы испещрены непонятными цифрами, а в центре зияет красный железнодорожный семафор. Вещь аллегорическая, что косвенно намекает на дьявольское, но напрямую не говорится, как о само собой разумеющейся чертовщине в наших жизнях. А в противовес — три белых ангела со стрекозиными крыльями (и кедах), что с одной стороны — совесть наша, а в сущности — и сквернословят небесные создания, и поощряют Веничкины слабости, словно эдакие Мефистофели в юбках.

В спектакле Захарова «Вальпургиева ночь» нет никакой цензуры и корректности —  все подлинно честно по отношение к зрителю, вся правда без купюр. За комично-ироничной составляющей витиеватых мыслей пьющей интеллигенции кроется национальное самосознание, поданное в такой необычной форме. И нет, это не чернуха нашего бытия или беда нашего народа, наоборот — самая что ни на есть русскость со всей ее предприимчивостью и находчивостью, которую воспевали классики и боялись враги. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» — пусть и отдает у Ерофеева это парами известной формулы C2H5OН, но это лишь для отвода глаз непросвещенных.


Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal