Рецензия на фильм Кроненберга «Муха» (The Fly) 1986

9,5Режиссер: Дэвид Кроненберг

Премьера: 15.08.1986

Вначале своей карьеры знаменитый канадский кинорежиссер Дэвид Кроненберг снимал исключительно ужасы. Главными его работами были причудливый «Видеодром» (1982) и киноадаптация Стивена Кинга «Мертвая зона» (1983). Последним в этом ряду особых интеллектуальных, научно-фантастических ужасов стал фильм «Муха» (1986).

 Одноименный рассказ, что лег в основу сюжета, прославил его автора, британо-французского писателя Жоржа Ланжелана настолько, что первая экранизация последовала скоро – год спустя с момента опубликования произведения, в 1958, вышел фильм «Муха» режиссера Курта Нойманнома. Эта работа, однако, шедевром не стала, несмотря на свой солидный потенциал за счет интересной постановки.

 Экранизация же Кроненберга – это радикальное переосмысление книги и первого фильма. Режиссер работает со своей излюбленной темой — трансформациями тела и сознания, вызванными мутациями. Чудовищная оплошность ученого Сета Брандла (Джефф Голдблюм) приводит к слиянию его генов с генами случайно залетевшей в телепорт мухой. Первое время ученый чувствует себя прекрасно, становится намного атлетичнее и сильнее – исполняет гимнастические пируэты, ломает руку чемпиону по армреслингу, пускается в сексуальные марафоны. Но человеческая сущность постепенно в нем разлагается – тело покрывается редкими жесткими волосами, отваливаются ногти, выпадают зубы, набухает волдырями кожа, постепенно обнажая новый организм. Трансформируется и сознание, которое определяет себя как «Брандлмуха».

Главное отличие экранизаций Нойманнома и Кроненберга в том, что в первом случае ученый, являясь жертвой эксперимента, не растерял человеческое сознание, ясно осознавал свою мутацию, которую считал болезнью, и сознательно сделал все, чтобы себя уничтожить. А во втором – Брандл постепенно перестает считать себя жертвой, напротив – трансформация привела к ощущению нового «я». Мутация, создавшая одержимого маньяка; эксперимент, породивший монстра …

Кроненберг концентрирует напряжение своей картины постепенно: начиная ее как романтическую, но резко меняя акцент в сторону фильма ужасов после совершения Брандлом роковой ошибки. Созданию атмосферы саспенса способствует замкнутость пространства, проявляющаяся, по сути, в одной декорации (полузаброшенное здание на окраине) и всего в трех героях. Неудачливая журналистка Вероника Квайф (Джина Дэвис), ее бывший любовник и нынешний босс Джон Гетц (Статис Боранс) создают с незадачливым ученым любовный треугольник ужаса.

Первая главная роль в большом кино Джеффа Голдблюма – прекрасна. Плавные переходы от ученого-затворника к романтику-любовнику, от успешного практика к гению, от  одержимого параноика к безнадежно больному, от маньяка к монстру… Джеффу удается не только ярко передать амурное начало фильма, но и ужасное перерождение в насекомое с чудовищно бегающими в разные стороны злыми глазками. Так и Джина Дэвис, для которой «Муха» стала громким актерским дебютом, показала свою героиню чувственной и трепетной женщиной, сострадающей своему возлюбленному.

Важная составляющая картины –  потрясающие визуальные эффекты от Криса Уоласа. Он настолько правдоподобно сымитировал мутацию человеческого тела в насекомое, что становится жутко до омерзения наблюдать за полным перерождением организма. С экрана буквально ощущается запах, по спине пробегает мороз от ощущения прикосновения к изменяющемуся телу. Как и  сцена, где «Брандлмуха», подобно настоящей мухе, исторгает желудочную жидкость на пирожок, чтоб его съесть – вызывает острое чувство отвращения. Подобные эффекты и сейчас поражают. Недаром Уолас получил премию «Оскар» за «лучший грим» к фильму (на волне вдохновения даже сам срежиссировал продолжение — «Муха 2» 1989г.).

Фильм «Муха» — одна из лучших работ как самого Дэвида Кроненберга в карьере, так и в портфолио актерского дуэта  Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис. Кроненберг ни один свой фильм не оставляет без пристального внимания к сценарию. Так было и с «Мухой» — режиссер добавил в первоначальный сценарий Эдварда Поуга множество кардинальных доработок в диалоги, характеры и в имена героев. Оттого фильм стал многослойным — это и драма об агонии неизлечимо больного человека,  и интеллектуальная фантастическая история, и, конечно же, тщательно сделанный фильм ужасов с мощными визуальными эффектами.

Подготовил: Андрей

Данная статья является конкурсной работой второго тура для сайта «Кинопоиск»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal