Рецензия на фильм Федора Бондарчука «Сталинград» (2013)

 

6,5Режиссер: Федор Бондарчук

Премьера:  10.10.13

Каждый режиссер, стремящийся к  славе, жаждет снять за  свою карьеру тот самый главный фильм, о котором будут помнить зрители не один год. Федор Бондарчук всю свою сознательную жизнь, а особенно с того момента, как выбрал режиссерскую стезю, находился в тени своего отца, прославленного кинорежиссера Сергея Бондарчука. Причем эта «тень» наверняка присутствовала исключительно лишь в его голове. Но лавры отца не давали ему покоя, и в 2011 году Федор задумал снять свою главную картину – эпический, сильный фильм «Сталинград». На бумаге у картины было все, чтобы стать грандиозным драматическим кинополотном – прекрасный актерский состав, способный воплотить на экране задуманный сценарий; хорошая история, основанная на реальных фактах об  обороне легендарного дома Павлова; музыка, написанная знаменитым итальянским композитором Анджело Бадаламенти; массированная пиар компания; «голливудский» размах; изрядный приток иностранного капитала и выпуск картины под эгидой американской кинокомпании «Columbia Pictures». Но, к сожалению, на деле все оказалось иначе…

Визуально «Сталинград» выглядит ровно так, как и обещали – красиво и насыщенно, с миллионом деталей. Исторически достоверные униформы, реалистичный звук оружия. Но наличие так разрекламированного эффекта 3D в фильме ничем не оправдано, ведь это не боевик, а практически камерная театральная постановка, только эпизодически разбавленная экшн-сценами, зачастую не относящимися к сюжету.

«Драматическая история любви на фоне грандиозной битвы» интересна лишь в начале, а затем создается ощущения, что все эти лиричные отношения русских солдат с чудом уцелевшей девушкой в принципе на втором плане. И неожиданно главной историей является любовь немецкого офицера к белокурой русской женщине, так похожей на его погибшую жену. Именно эти эпизоды запоминаются гораздо четче и больше полны драматизма и цельности, нежели навязанная зрителю центральная история пяти солдат и одной девушки.

За путевку в большое кино уже многие молодые актеры должны быть благодарны Федору Бондарчуку (в особенности Артур Смольянинов). Так, «Сталинград» явил нигде особо ранее не засветившуюся актрису Марию Смольникову, что исполнила роль Кати, жительницы осажденного дома. Именно ее героиня приводит к балансу сюжет, уравновешивая интерес к судьбе наших солдат и к истории любви по ту сторону баррикад — капитана Петера Кана (Томас Кречман) к белокурой красавице Маше (Яна Студилина). К слову, Кречман двадцать лет назад дебютировал в кино именно в фильме «Сталинград»   у режиссера Йозефа Вильсмайера.

Не сказать, что «Сталинград» настолько плох весь. Напротив, в нем есть яркие и запоминающиеся эпизоды, полные ужаса страшной войны, подкрепленные добротной игрой актеров. Но эти эпизоды хороши каждый в отдельности, и в единое целое их никак не удается сложить. Оттого драматизм фильма не закручен до предела, не нагнетается необходимый  градус, а всю тяжесть тех дней удается передать порой лишь сухими историческими фактами закадрового дикторского голоса самого Федора Бондарчука.

Погоня за славой в виде заветной золотой статуэтки сыграли злую шутку с фильмом «Сталинград». Такой многообещающий и амбициозный проект, снятый, по отечественным меркам, с большим коммерческим размахом, вышел, на деле, картиной совсем не искренней, а полной несбывшихся надежд и эгоизма Федора Бондарчука, пытающегося снять, наконец, свой самый великий фильм.

P.S. в момент прибытия подкрепления из нескольких немецких танков отчетливо видно, что на шасси отечественного Т-44 старались изобразить T-IV mod. Ausf.H с навесными броневыми листами. Все бы ничего, да вот только данная модификация немецкого танка появилась на фронте спустя два месяца после окончания сталинградской битвы.

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal