Рецензия на фильм Ридли Скотта «Советник» (The Counselor) 2013

7,5Режиссер: Ридли Скотт

Премьера: 03.10.2013

«Мир, которому нет дела до живых и мертвых»

«Советник» — кино своеобразное, неоднозначное по восприятию, по ощущению и пониманию. Не смотря на каскад звезд первой величины — фильм не для масс. Для зрителя искушенного и вдумчивого, не терпящего спешки и впитывающего эстетику. «Советник» — картина-притча. Пространные умозаключения, философствования, размышления здесь заменяют типичный экшн. Драйв создает слово.

Крайне редко, когда прописные истины удается представить так роскошно, как вышло у Ридли Скотта. Один из последних ныне живущих американских классиков литературы Корман Маккарти (автор романов «Старикам тут не место», «Дорога», «Кони, кони») написал сценарий для фильма «Советник». Тем самым этот творческий дуэт создал изысканную интеллектуальную драму для гурманов.

Весь фильм – почти сплошной монолог изречений, суть которых сразу совершенно не ясна. Не понятна ни роль Советника (Майкл Фассбендер) во всей этой истории, ни влияния его колоритных коллег (Хавьер Бардем, Брэд Питт), ни предназначения сексапильных женщин (Кэмерон Диаз, Пенелопа Крус), ни, в конце концов, в чем же тут сама загвоздка. Все идет по мафиозному принципу «я никогда не говорю о делах напрямую». Идея заставить зрителя вслушиваться в каждое слово и думать, не отвлекаясь ни на минуту,  вызвала резкий негатив к киноработе Ридли Скотта. Выстроенный иначе «Старикам тут не место» братьев Коэнов был обласкан призами и наградами, у «Советника» участь другая – стать изгоем.

Эта картина Ридли Скотта по своей сути страшней и без компромиссов среди других экранизаций произведений писателя и сценариста Кормака Маккарти. Хоть здесь почти и не показывают все буквально, за исключением пары эпизодов. Весь ужас нагнетается атмосферой безысходности и невозможности что-либо исправить. Приговор подписан, сделка с дьяволом совершена, алчная душа продана темному властелину.

Однако смерть – не самое худшее наказание за роковую ошибку, куда приятней заставить мучится жертву за проявленную беспечность и наивность. Азарт охоты заключается в обреченности, сравнимой с предопределенной участью кролика в когтистых лапах гепарда. Слабый, глупый, беспомощный и, главное, легко поддающийся соблазну в виде «морковки», кролик стал прекрасным объектом насилия у того, кто с радостью отказывается от любой морали ради удовольствия смотреть на чужую агонию.

Фильм «Советник» Ридли Скотта совершенно не похож на все предыдущее творчество мэтра. Никакой заточенности под массового зрителя. И, откровенно, это сугубо личное посвящение памяти своему покойному брату Тони Скотту, добровольно ушедшему из жизни год назад. Оттого здесь много стилистических отсылок к его творчеству – насилие и накал на грани вопиющей дикости, грязный город, полный отъявленных мерзавцев (Сэм Спруэлл, Тоби Кеббелл, Джон Легуизамо), даже цветовая палитра чем-то схожа.

Непонятый и отвергнутый общественностью «Советник», тем не менее, станет фильмом культовым. Он найдет своего зрителя и того, кто оценит талант и смелость Ридли Скотта. Режиссер медленно и поступательно, согласно безукоризненному сценарию Маккарти, проведет героев по всем дантовым  кругам ада, не дав им шанса пройти чистилище и отправиться в рай.

 

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal