Рецензия на фильм «Шерлок Холмс» (Sherlock Holmes) 2009

Режиссер: Гай Ричи

Премьера: 24.12.2009

Классический нордический образ Шерлока Холмса навсегда изменился с выходом советской экранизации приключений знаменитого лондонского сыщика, где исполнивший главную роль Василий Ливанов показал человека не только с острым умом, но и создал невероятно обаятельную личность. Гай Ричи пошел еще дальше в этом направлении, продемонстрировав отличного от всех, исключительно своего Холмса.

Холмс от Гая Ричи – это авантюрист, существующий на бешеной скорости, словно исповедующий принцип «живи быстро, умри молодым», что во многом схоже с биографией исполнителя его роли Робертом Дауни-младшим. В 90-е и в начале 2000-х Роберт был не интересен работодателям, постоянно срываясь в наркотический транс или запой, а то и вовсе попадая за решетку. Но Дауни все же сумел переродиться из объекта саморазрушения в звезду Голливуда А-класса.  Оттого имидж актера к роли близок как никогда. Такой образ детектива точно попал в точку дня сегодняшнего, что представляется почти идеальным воплощением Холмса современности.

Сюжетно фильм абсолютно оригинален и не является экранизаций какого-то из рассказов Конан Дойля. Изрядная доля мистики, серия ритуальных убийств, замешанность тайных обществ дают больше отсылок к кинокартине «Из ада» (2001г.). Но за цепочкой расследования  и последующего разоблачения следить безумно увлекательно. Факты, домыслы, догадки, чутье, дедукция – Холмс несется как гончая по следу. А соперник у него из достойнейших – таинственный Лорд Блэквуд, роль которого сыграл бесподобный Марк Стронг.

По части создания нужной атмосферы Гай Ричи знает толк – сырой и неприветливый Лондон уже использовался им в его же знаковых картинах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой Куш». На этот раз он буквально цитирует исторические хроники XIX века: «в ту пору освещались только главные улицы, … газеты регулярно сообщали, как в тумане прохожие падают в Темзу,… с утра уже небо темнело от дыма, дамы шли в оперу в белых шалях, возвращались в грязных,… ежедневно на улицах оставлялось сто тонн навоза».

Если декорации типичны и привычны, то герои, характеры, сюжет, действо – все вольно интерпретировано режиссером. «Шерлок Холмс» версии XXI века – это отменно поставленный приключенческий экшен. Гай Ричи не дает ни секунды зрителю заскучать – Холмс лихо дерется на подпольных боях без правил, ловко прыгает из окна Парламента в Темзу, на досуге ставит нелепые опыты с мухами, а знаменитый дедуктивный метод в меру чередуется с применением грубой силы. Канонический образ скромного Доктора Ватсона (Д. Лоу) в новой интерпретации – бравый вояка, вышибающий двери ногами, спасающий Холмса из переделок и отличный фехтовальщик тростью. А единственной пассии Холмса, страстной Ирен Адлер (Р. Макадамс), отведена куда более важная и существенная роль хитрой авантюристки международного масштаба.

Таков фирменный подход к подаче героев у Гая Ричи – герои остроумны, бандиты небриты, девушки страстны. И под это умело выстроен визуальный видеоряд, где хлесткие диалоги сменяются взрывами, эффектными драками, свистящими над головами пулями. Однако Холмс классический и Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего имеют одно очень важное и существенное сходство – это натура артистическая, которой подчас важнее тезис «искусство ради искусства». Химик и лирик в одном лице, что мечется от скрипки к пробирке. Наука для него не глобальная система знаний, а набор рабочих инструментов.

Последний штрих в картину вносит музыка. Ханс Циммер, звездный композитор Голливуда, почти ни один крупный проект не оставляет без своего участия. Для «Шерлока Холмса» он создал особую музыку – звуки нервно играющей скрипки щипковым способом, а не смычком. Созвучие похожее на тот хаотический набор нот, что медитативно наигрывал Холмс во время своих размышлений.

«Шерлок Холмс» от Гая Ричи полон энергетики и драйва, так что фильм оправдывает себя, как один из лучших развлекательных аттракционов современного кинематографа. Да, от оригинальных героев фильм ушел в сторону и вправе порой называться любым именем, но не «Шерлоком Холмсом». Однако именно в таком бесшабашном виде, в такой тонко выраженной стилистике викторианской эпохи и в таком оригинальном подходе фильм способен привлечь еще больше поклонников во все растущую армию почитателей героя, живущего по адресу Бейкер-Стрит 221Б.

Подготовил: Андрей

P.S. эта статья является конкурсной работой для сайта Кинопоиск.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal