Рецензия на фильм «Змеиное яйцо» (Das Schlangenei) 1977

Рецензия Змеиное яйцо 9Режиссер: Ингмар Бергман
Премьера: 28.10.1977

Ингмар Бергман без сомнения один самых выдающихся и значимых режиссеров за всю историю кино, по мнению многих критиков он входит как минимум в пятерку лучших. И его творчество – это огромный культурный пласт иносказательных притч о человеке и человечестве в перспективах бытия. И картина «Змеиное яйцо» — первая лента, снятая за пределами родной Швеции, должна была воплотить в себе идеальное авторское кино, сделанное уважаемым мастером. Но фильм не встретил желаемую реакцию у критиков и был воспринят весьма прохладно, да и сам режиссер в последствии признал работу неудачной. Однако, выдержав проверку временем «Змеиное яйцо» оказалось лентой провидческой и напоминающей всякому о том, как зарождается зло.

Катастрофический экономический кризис в Германии к концу 20-х годов привел к чудовищным последствиям – гиперинфляция обесценивала деньги настолько быстро, что пачка сигарет стоила больше миллиона марок. Страна медленно вымирала, превращаясь в благодатную почву для любых радикальных настроений. И в эпицентре этого безумия оказывается американский актер цирка, в исполнении Дэвида Кэрредина, не понимающий этого хаоса. И Бергман часто демонстрирует кадры сопоставления мира тепла и безмятежности с промозглым синим тоном за окном, показывая безропотные голодные скопления людей, промерзающих до костей на остановке, но пытающихся заработать любые крохи на пропитание.Рецензия Змеиное яйцо

Но главный герой и его расследование обстоятельств самоубийства брата – созданы лишь для преамбулы, а в сущности – это взгляд из вне, где автор созерцает гибель поколения, бродя по питейным заведениям, по кабаре, практически безмолвно, но со все возрастающим ужасом в глазах. И фигура знаменитого Кэрредина смотрится блистательно в этом образе, создавая экранное воплощение сначала вальяжности, постепенно перерастающее в настоящую паранойю.  Тем самым Бергман создает гнетущую атмосферу, довлеющую над растерянным обществом в преддверии рождения фашизма.Рецензия Змеиное яйцо

Оттого и название несет в себе отчетливую аллегорию – змей скоро вылупится из яйца и поползет сеять всемирное зло. И финальный монолог, будто интерпретирующий образ чудовищного доктора Менгеле, с ужасающей простотой и циничностью предскажет скорый приход к власти Гитлера. Хоть и в те годы, когда вышел фильм, тема осуждения фашизма и была, что называется, модной, но у Бергмана получился свой особый взгляд на эту часть истории.Рецензия Змеиное яйцо

«Змеиное яйцо» — картина неоднозначная по восприятию, скорее виной тому тема, поднимаемая Бергманом. С одной стороны, нет иной трактовки демонстрируемого рождения зла, как с позиции осуждения, а с другой – шведский мэтр изображает то, как немецкое общество стало безвольным стадом, а новое поколение восстало против системы, вспыхнув словно факел, и это выглядит как оправдание нации. И режиссер не высказывает однозначных ни «да», ни «нет», позволяя зрителю одновременно ужаснуться и пожалеть ту страну, где на трагедии родилась империя, построенная на костях.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal