Рецензия на фильм Альфреда Хичкока «Психо» (Psycho) (1960)

Премьера: 16.06.1960

Режиссер: Альфред Хичкок

9«Вода лилась с оглушительным шумом, комнату начали заволакивать клубы пара. Из‑за этого она не услышала, как открылась дверь, как по полу прошелестели чьи‑то шаги. И когда занавеска, закрывавшая душевую, раздвинулась, клубы пара, сначала скрыли лицо…Мери начала кричать, из клубов пара возникла рука, держащая огромный мясницкий нож, который в мгновение оборвал ее крик».

Р.Блох «Психо»

Этой шокирующей сценой Альфред Хичкок навсегда закрепил за собой титул мастера заставлять зрителей кричать от ужаса. Апофеоз монтажного мастерства – 36 ударов за тридцать секунд, пронзительное скрежетание скрипок, маниакальная жестокость, ощущение разрезания плоти. Так изысканно снимать убийство мог только Хич.

 Начинается этот киношедевр совсем без напряжения, с некоторой офисной суеты, пустых разговоров. Но механизм ужаса начинает медленно тикать сразу, как только легкомысленная секретарша Мэрион (Джанет Ли) спонтанно решает украсть доверенные ей сорок тысяч долларов. Мания преследования, страх быть уличенной полицейским (одна из фобий самого Хичкока), кошмар возможного позора – сюжет мастерски накаляется под зловещую музыку Бернарда Херрманна.

Устав от стресса побега, от многочасовой езды за рулем, Мэрион совершает тот роковой «поворот не туда». Одинокий мотель с милым и приятным хозяином Норманом Бейтсом (Энтони Перкинс), как оказалось, таит в себе гораздо больше опасностей, чем страх заснуть за рулем… Ведь мамочка Нормана так не любит женщин рядом со своим сыночком. И Хичкок совершает убийство главной героини своего фильма уже через сорок минут после начала! Шок, которому крайне редко подвергают зрителя даже в современном кино.

 Альфред в «Психо» одним из первых активно использовал съемку от первого лица, позволяя зрителю выступать как-бы от имени убийцы, что создавало невероятно мощный эмоциональный эффект. Методичные резкие взмахи ножа, ужас в глазах жертв – вы настоящий соучастник!

Намеренно черно-белый «Психо» стал главной вехой в карьере великого мастера Альфреда Хичкока. Режиссер, пойдя на смелый шаг, установил новую планку в создании настоящей атмосферы ужаса и страха, сделав музыку неотъемлемой частью поражающего зрителя эффекта. Да, сейчас, фильм пятидесятилетней давности может показаться недостаточно страшным, даже быть в общем предсказуемым, но мастерство изысканности и тонкого вкуса Хича абсолютно точно не встретить в современном кинематографе. Его стоит увидеть не потому, что это киноклассика для гурманов, а потому что «Психо» оказался очень крепким, сильным и увлекательным психологическим триллером, идеально выверенным и поданным, над которым совершенно не властно время.

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal