Рецензия на фильм «Простая формальность» (Una pura formalita) 1993

Рецензия Простая формальность9Режиссер: Джузеппе Торнаторе
Премьера: 15.05.1994

Это сейчас Джузеппе Торнаторе главный и первый из итальянских режиссер современности, а тогда, в начале 90-х, несмотря даже на ряд блистательных картин (особенно «Новый кинотеатр «Парадизо»»), еще зарабатывал себе репутацию гения и собирал портфолио выдающихся картин. Два мэтра мира кино – Роман Полански и Жерар Депардье, декорация в виде проливного дождя, загадочное вступление, ночь в полицейском участке, который больше напоминает средневековый особняк. Все готово для создания настоящего шедевра.

С первых кадров обстановка настраивает на внимательный просмотр с тщательным проникновением в каждую мелкую деталь, в каждое слово, стараясь уловить скрытый символизм. Нескончаемый дождь за стенами участка пробивается внутрь, крыша протекает все в новых и новых местах, создавая методичный и размеренный гул из падающих капель. Этот прием так часто использовал Тарковский, символ утекающего времени, невозможности его остановить или замедлить. Чем дальше развивается сюжет, тем больше капель начинают биться о пол.Рецензия Простая формальность

Вопросы, которые задает комиссар (Полански) незадачливому писателю (Депардье) звучат почти риторически и выстраивают череду бесконечной неясности и загадочности. Откуда бежал автор великих книг? Почему он сбрил бороду и себя почти не узнает? Почему путается в тексте собственных же написанных строк? Воспоминания судорожно разброшены сознанием, выплескиваются учащенным калейдоскопом картинок, где мелькает убийство то ли женщины, то ли мужчины. Призраки кружат в тяжелой голове подозреваемого.

Торнаторе  создает всю эту мистификацию практически собственными руками – он выступает в картине и режиссером, и сценаристом, и даже монтажером! За счет этого выстраивается идеальная концентрация напряжения, где два выдающихся актера живут в этом мире, где один вынужден пойти на главную исповедь своей жизни. Цепляясь за воспоминания, герой Депардье выдает на стол комиссару все свое сокровенное, где есть место отчаянию, боли, непонятности, чудачеству, и, страшному одиночеству.Рецензия Простая формальность

«Простая формальность» действует по принципу – минимум разъяснений для зрителя. Только при дотошно-внимательном просмотре нить повествования натягивается в струну и выстраивается в кристально четко обрамленную философскую притчу. Мистическая составляющая ближе к финалу выстраивается все отчетливее, давая неоднозначный намек на то, какого высокого рода был этот пристрастный допрос, и какой суд может быть уготован каждому из нас…

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal