Рецензия на фильм «Самолетом, поездом, машиной» (Planes,Trains & Automobiles) 1987

Режиссер: Джон Хьюз

Премьера: 25.11.1987

Долететь от Нью-Йорка до Чикаго кажется элементарным делом. Но когда тебе попадается простодушный веселый попутчик – жди незабываемого путешествия. Такова сюжетная завязка от режиссера Джона Хьюза, что в 80-х  снял  одновременно добрую и смешную комедию «Самолетом, поездом, машиной».

Как часто после напряженных трудовых будней хочется побыстрее сбежать с работы, но, как назло, нас задерживают обстоятельства: начальник устраивает совещание, на дорогах жуткие пробки, толпы людей…. Создается ощущение – чем больше спешишь, тем больше где-то застреваешь. От всего этого внутри так закипаешь, что впору сорваться, как герой Майкла Дугласа в картине «С меня хватит» (1992). Но до таких крайностей чаще всего не доходит. В большинстве своем мы пытаемся быть в меру агрессивными, в меру вежливыми и стараемся оставить бушующий гнев внутри себя, подобно герою Стива Мартина – Нилу Пэйджу, типичному трудоголику.

Вообще персонаж Мартина — это своего рода подобие  человека ХХI века, который живет в бешеном ритме. У него нет времени на семью и родных, нервная работа превращает его в циника и делает абсолютно безразличным к окружающим. И лишь одна мечта — чтобы его оставили в покое и не приставали. На протяжении всего фильма этот образ кажется абсолютно несовместим с таким качеством, как  терпимость по отношению к людям.

Но остаться одному нет шансов рядом с простодушным, беззаботным и неунывающим продавцом колец для ванной шторки Дэл Гриффитом (Джон Кэнди). Становится смешно уже  с первых секунд появления на экране этого персонажа! Обаятельный и чудаковатый толстячок ни секунды не дает перевести дух своему новоиспеченному грубоватому приятелю, изливая на него потоки слов, плоских шуток и тройную порцию заливистого смеха. Джон — неподражаемый комик, создавал из фильма в фильм умопомрачительно смешных и колоритных чудаков. В его игре и образе чувствуется наследие старого Голливуда, словно он был напарником по площадке самого Чаплина в эпохе немого кино.

За ярко комедийным окрасом фильма скрывается и доля грусти и сентиментальности, которая, как по волшебству, способна растрогать. Так что по окончании кино понимаешь философский подтекст этой, казалось бы, несерьезной картины. Лично у меня  возникло глубокое сожаление, что актер огромного таланта Джон Кэнди в 1994 году навсегда покинул наш мир. Ему было всего 43 года…

P.S. своеобразным продолжением фильма можно считать картину «Дядюшка Бак» (1989) все того же мастера юмора Джона Хьюза.

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal