Рецензия на фильм «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive) 2013

7,5Режиссер: Джим Джармуш
Премьера: 25.05.2013

Самый главный представитель независимого американского авторского кино Джим Джармуш, разменяв недавно седьмой десяток, снимает новые фильмы нечасто. Неспешность – одна из его главных черт. Но не всегда эта черта характера влияет на съемку новой картины. Так последняя творческая пауза была вынужденной – режиссер собирал средства на задуманный фильм. Но пять лет пошли только на пользу настоявшемуся изысканному «напитку» под философским названием «Выживут только любовники».

В сюжете картины два интеллигентных вампира Адам и Ева, живущих на земле уже более тысячи лет. Время от времени они уединяются, отдаваясь раздумьям. Так один, обосновался на окраине Детройта, предаваясь познанию глубин музыки, попутно скупая старые образцы инструментов и оборудования. Другая – гуляет по узеньким улицам марокканского Танжера, коллекционируя антикварные книги. Ощущая приближение конца всему привычному, они встречаются вновь…

Несмотря на некоторую мейнстримовость тематики, вампиры Джармуша совершенно не те, что так часто присутствуют на экранах в разного рода «сказках». Здесь они реальны, как ни в одном другом фильме. Это высокоразвитые существа, как культурно, так и духовно, они смотрят свысока своих лет на всех ныне живущих «смертных» (как называют людей). Образ Адама, исполненный Томом Хиддлстоном (широко известным по роли брата Тора Локи), носит скорее строгий классический характер – отшельнический образ жизни, темная одежда,  философский склад ума, страсть ко всем аналоговым вещам, будь то запись музыки на пленку или  старый кинескопный видеотелефон. Адам доверяет только одному из «смертных», шустрому парню (Антон Ельчин), который достает ему все необходимое, чтобы  скрасить вечность бытия.  Ева, которую сыграла инопланетная Тильда Суинтон («Пляж», «Хроники Нарнии», «Константин повелитель тьмы», «Орландо»), напротив, более открыта бренному миру. Она  носит преимущественно светлое, пользуется iPhone, общается с живым Уильямом Шекспиром (Джон Херт), который прячется под псевдонимом и иногда еще продолжает писать. В размеренную жизнь врывается взбалмошная сестренка Евы Ава (Миа Васиковска, знакомая по свежей экранизации «Джейн Эйр»), навсегда разрушив внесенным хаосом привычный за сотни лет жизненный уклад бессмертных влюбленных.

Стилизация кадра у Джармуша, как всегда, изумительна! Все детали интерьера четко характеризуют своего героя. Интерьер квартиры Евы по-восточному изыскан благодаря роскошным тканям балдахина над кроватью. Обстановка Адама излишне избыточна – куда ни ступишь, наткнешься  то на архаичный гитарный усилитель 50-х годов, то акустическую гитару Gibson, возраст которой уже более века.

Особую фабулу фильму создает музыка. Невероятное смешение звуков, гулов, фонирования гитарных усилителей, легких барабанных ритмов – это все элементы специфического музыкального языка, на котором фильм разговаривает со зрителем. Таинственно-драматургическая аура была создана самим Джармушем в соавторстве с голландским лютнистом и автором экспериментальной музыки Йозефом ван Виссемом. Их знакомство в 2012 году вылилось в два выпущенных диска с разницей в полгода. И, конечно, эта работа не могла не появиться в фильме, что особо подчеркивает созерцательную и медитативную его атмосферу.

«Выживут только любовники» — это не то кино, что развлекает, не то, на которое идешь провести время. Все же фильмы Джима Джармуша подразумевают определенный настрой, прежде всего, к созерцанию искусства. Режиссер намеренно не форсирует события, да и как таковых их не происходит. Здесь важно другое: художественные аллюзии, глубокие размышления, общая меланхолия – это то, чем богата картина. Режиссер остро ощущает искусственность современного мира, ностальгируя по прошлому, когда все было пропитано большим теплом и любовью. Призывая неспешно вкушать жизнь, как кровь, что пьют вампиры из изысканных бокалов, ценить в ней только истинно настоящее, неподдельное и радоваться каждому глотку. А вампиры, как воображаемые существа, лишь средство взгляда со стороны на наше бытие. Новый фильм Джармуша «Выживут только любовники» являет собой умирающий аристократизм кинематографа.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal