Рецензия на фильм «Ной» (Noah) 2014

6Режиссер: Даррен Аронофски
Премьера: 10.03.2014

Одно из самых известных преданий о всемирном потопе, являющихся частью культур многих религиозных конфессий, далеко не часто осмеливались полномасштабно представить на широкий киноэкран. Самой известной экранизацией считается фильм «Библия» (1966г.) знаменитого американского актера и режиссера Джона Хьюстона. Его работа представляет собой точное следование текстам Ветхого завета и максимальное соблюдение законов фильма на религиозную тему. Выйти же за рамки канонической картины по библейским сюжетам решился культовый независимый режиссер Даррен Аронофски, сняв в рекордные сроки (менее  года) свой первый киноблокбастер «Ной» в формате 3D.

Аронофски прекрасно себя зарекомендовал в жанре авторского кино, сняв такие знаковые фильмы, как дебютный ультрамалобюджетный «Пи» (1997), психоделичный «Реквием по мечте» (2000), сложный для понимания «Фонтан» (2006), трогательный «Рестлер» (2008), жестокий «Черный лебедь» (2010). Во всех этих немногочисленных работах ощущался особенный режиссерский почерк, тонко отображающие мельчайшие человеческие эмоции и чувства. Так и характерной чертой, присущей Аронофски, всегда значилась скрупулезно  выверенная продуманность повествования от первых кадров до финальных титров, что действие фильма еще несколько дней не выходило из головы, прокручиваясь вновь и вновь.

А вот последняя работа режиссера «Ной» настолько отлаженной не кажется. Представляясь в рекламных роликах как некое реалистичное переложение библейского придания, на деле большую часть фильма на зрителя буквально прет какая-то пародия на «Властелина колец». Да, Аронофски часто упоминал, что очень хочет создать тот налет сказочности Средиземья в своем фильме о Ное. Но позвольте, когда в кадре присутствуют нелепые каменные великаны (своеобразные падшие ангелы), помогающие возводить ковчег… Попахивает чистой ересью. Как и прямое цитирование Кинго-Кубриковского «Сияния» — Ной в состояние фанатичного аффекта берет в руки длинный нож…

При таких условностях сложно объективно оценить игру актеров. Рассел Кроу, конечно, держит марку, его образ несколько напоминает  прославленную роль в «Гладиаторе». Он все так же акцентирует на себе все внимание камеры, представая в решительных позах на широких кадрах, пытаясь изобразить сценарную задумку режиссера о невероятно тяжелых душевных муках Ноя. Дженнифер Коннелли запомнилась убедительным образом матери сыновей Ноя, сыграв блестяще одну из ключевых сцен. К сожалению, экранные минуты Энтони Хопкинса здесь во многом служат дополнением к звездному кастингу, а жаль, ведь такой мэтр классической актерской школы восхитил даже своим эпизодическим появлением на экране. Не стушевалась и Эмма Уотсон, доказавшая, что навсегда распрощалась с «зефирным» наследием. Но больше всех, как ни странно, порадовал неподражаемый Рэй Уинстон, исполнивший роль антагониста Ноя — проклятого потомка Каина. Именно его разговоры с Богом, монологи, решительная жажда выжить любой ценой, смертоносное коварство – самый прекрасно реализованный образ в фильме.

В отличие от предыдущих работ Аронофски, «Ной» — это не та картина, с которой еще долго живешь потом, это не то кино, после которого что-то приобретаешь. В фильме почти нивелирован авторский стиль, встречающийся лишь раскадрованными вспышками сознания о Рае, знакомым еще по «Реквием по мечте». Выполненный в холодно-серых тонах «Ной», чему способствовали эскизы к картине художника Нико Хэнричонома, несколько лишен сильной эмоциональной составляющей с художественной стороны, эпизодически отдаваясь ей только под конец. Как писал великий флорентийский художник Леонардо Да Винчи: «за идею отвечает рисунок, а цвет за эмоцию». Великий по задумке, но неоправдавшийся на деле «Ной» Даррена Аронофски выдает слишком высокий уровень обобщения первоначального смысла священных писаний. Все это в сочетании с общей недоделанностью картины, невразумительной графикой вызывает отрицательные эмоции, а на радость остаются только феноменальные пейзажные съемки Исландии. Масштаб замысла Даррену оказался не по зубам, не привык он снимать эпичное кино, всегда работая камерно. В итоге мне так и осталось  непонятно: то ли это фэнтези, фильм-катастрофа, психологический триллер, историческое кино или  просто личный арт-проект Аронофски.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal