Рецензия на фильм «Небраска» (Nebraska) 2013

7Режиссер: Александр Пэйн

Премьера: 23.05.2013

Дорожное приключение престарелого отца, страдающего склерозом, и его «совершенно обыкновенного» сына — «Небраска», из серии фильмов для сугубо узкого зрителя, стала картиной массового спроса. Во многом тому поспособствовало невероятное количество номинаций на премию «Оскар 2014» — целых шесть. По сути, здесь ничего выдающегося и тем более редкостного нет. Такого рода картин превеликое множество. Но затеряться фильму не дает, прежде всего, имя режиссера Александра Пэйна (оскароносные сценарии «На обочине» и «Потомки» и знаменитые фильмы «О Шмидте» и «Выскочка»), а также художественная ценность – крайне редко встречающаяся сейчас  работа с черно-белой «пленкой».

 Дряхлый старик-алкоголик Вуди Грант (Брюс Дерн) получил письмо, что он якобы выиграл миллион долларов в лотерею, и каждый день стремится попасть в город Линкольн, штат Небраска. Ворчливая жена (Джун Скуиб) постоянно клеймит нерадивого мужа в старческом маразме. Видя, как отец постепенно теряет связь с реальностью, поддаваясь возрастному слабоумию, стараясь заодно отвлечься и от собственных проблем, сын Дэвид (Уилл Форте) пакует чемоданы в машину и отправляется с отцом вспомнить главные вехи его жизни, а заодно для себя определиться со своим будущим.

Поначалу комедийно – саркастическая «Небраска» кажется забавной и располагает посмеиваться, согласно законам черного юмора. Старые друзья хиреющего Вуди, лишь прослышав о его мнимом богатстве, сразу пристраиваются в длинную очередь из череды разных родственничков, где каждый старается хапнуть свой кусочек «шкуры неубитого медведя».  Однако уже через полчаса фильм располагает к философствованию, «подергивая» своим черно-белым видением отражение нашего мира, иногда буквального, иногда гротескного.

Ускользающая цепь воспоминаний… Прошлое с годами принимает лишь контурное очертание тех мест, событий, людей – все, с чем  мы сталкивались в определенные отрезки жизни. Сейчас подчас сложно в стремительно изменяющемся пейзаже уловить то привычное, за что успевает ухватиться череда ассоциаций, рождающих ностальгию. Каждый из нас мечтает: кто-то абстрактно, а кто-то конкретно; кто-то философски, а кто-то материально. Но именно материальные мечты (желания) составляют порой главную ценность. Мы всегда хотим чем-то обладать, но не всегда на это хватает жизни. Как по вполне объяснимым причинам, так и основанным на самоограничении.

Бесцветность картины не случайна — черно-белая палитра позволяет сосредоточиться на взаимоотношении своих героев. Отцы и дети, рутина жизни, жадность, леность, одиночество – все эти элементы присутствуют, но не озвучиваются. Беззвучная преамбула, в которой одна за другой сменяются тихие городки, люди, панорамы степей – это все идеально рифмуется с монохромной картиной. Зрителю дано ощущать, чувствовать.

 «Небраска» из шести номинаций на «Оскар» в итоге не получил ни одной. Пожалуй, этому фильму этого и не надо – быть в эпицентре мнений. Работа Александра Пэйна вне времени и оценок. Это пара страниц чьей-то биографии, знакомой и иногда узнаваемой, возможно, даже нашей…

 P.S. в «Небраске» снялся всем знакомый «Базз» Дэвин Рэтрей, старший братец Кевина МакКалистера в двух фильмах «Один дома».

 Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal