Отзыв о спектакле «Небесные странники» театра «Ленком»

10Марку Захарову в этом году исполнится восемьдесят лет. Возраст солидный. Несмотря на несметное количество заслуг и регалий, он совершенно неутомим в творческом поиске новых форм театрального искусства, все еще поражает, удивляет и радует зрителя своим творческим гением. В год своего юбилея Марк Захаров представил 14 апреля новый спектакль «Небесные странники».

В основу сюжета постановки легли три произведения Чехова (повесть «Черный монах» (1894), рассказы «Попрыгунья» (1892) и «Хористка»** (1886)) и комедия древнегреческого комедиографа Аристофана «Птицы» (ок. 414 г.до.н.э.). Марк Анатольевич очень тонко объединил все события четырех произведений, их героев, в одну причудливую, но совершенно удивительную фантасмагорию.

Зрительный зал окутан легкой дымкой, сцена испещрена неоновыми геометрическими линиями, играет техно музыка – картина под стать кинофильму «Трон» (особенно второму «Трон: наследие»). Появляются люди, в футуристических шлемах и костюмах. Их встречает возвышающийся царь птиц Удод в золоченном, словно солнце, шлеме. После короткого диалога странников одаривают крыльями и отправляют в мир людей в XIX столетие, в одну семью, где живут доктор Дымов (Александр Балуев) и его супруга Ольга Ивановна (Александра Захарова)…

«Она идет по жизни, смеясь.
Она легка, как ветер, нигде на свете
Она лицом не ударит в грязь.
Испытанный способ решать вопросы
Как будто их нет.
Во всем видит солнечный свет».*

Именно эти герои из чеховского рассказа «Попрыгунья» и стали главной основой сюжета постановки, на которую очень органично наслаиваются все остальные произведения. История доктора абсолютно трагична. Исполнитель роли, приглашенный актер Александр Балуев, играет ее не только строго, но и очень сердечно. При первом появлении на сцене, во время встречи деятелей искусств с его супругой Ольгой Ивановной, он выглядит смущенным, ведет себя неловко, жена старается придать ему нужный вид – складывает руки, помогает говорить, но в ответ он лишь умоляюще просит покинуть встречу. Артистичная Ольга Ивановна оправдывается перед гостями, почему она вышла замуж за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека».

Зародившийся эмоциональный конфликт заставляет «попрыгунью» увлечься постыдным авантюрным романом со «скучающим художником» Рябовским (Виктор Раков). Доктор догадывается об измене, сильно переживает, оттого работает все упорней, дабы уберечься от ненужных мыслей. А те, присланные с небес птицы, неустанно следят за происходящим, кружат вокруг заблудшей жены, как придворная свита.

 «Она идет по жизни, смеясь.
Встречаясь и прощаясь, не огорчаясь,
Что прощанья легки, а встречи на раз.
И новые лица торопятся слиться
В расплывчатый круг
Как будто друзей и подруг».*

Во втором акте вступает в силу следующий рассказ —  «Черный монах». Мистическое видение, призрак, но, в то же время, живое существо, что ведет пространные беседы сначала с хозяином сада Песоцким (Сергей Степанченко), а потом видится и самому Дымову. Черный монах (Дмитрий Гизбрехт), ассоциирующийся сначала с кем-то вроде Мефистофеля, в итоге оказывается квинтэссенцией человеческой совести. Униженная Ольга Ивановна и представить не могла, что сама окажется таким же арт-объектом насмешек со стороны своего любовника, как и душевнобольной телеграфист Чикильдеев (потрясающе сыгранным Иваном Агаповым).

«Она идет по жизни, смеясь.
В гостях она, как дома, где все знакомо.
Удача с ней, жизнь удалась.
И без исключенья, все с восхищеньем
Смотрят ей в след.
И не замечают, как плачет ночами
Та, что идет по жизни, смеясь».*

Возвращаясь непосредственно к самой постановке, стоит отметить важность танца. Он настолько играет ключевую роль, что заслуженный российский хореограф Сергей Грицай является соавтором постановки. Метаморфозы и хитросплетения  разных сюжетных линий первоисточников, отражаются и в персонажах на сцене. Будучи до определенного момента в «кадре», птицы мгновенно превращаются в изысканных кавалеров, уносящих в танец ветреную Ольгу Ивановну. Хореография затронула и черного монаха – плавная, текучая пластика его черного наряда с капюшоном, тонкие острые ноги, гипнотизирующее кружение вокруг своей жертвы – наводят полный ужас. Особенно в совокупности с музыкой, которая часто балансирует от резкой и грубой электроники до мягкой и лиричной классики.

 «Небесные странники» — спектакль невероятно сильный и умный, рассчитанный на мыслящего зрителя. Потому что здесь не ставятся прямые вопросы, а дается возможность поразмыслить. Многие выводы на поверхности поймет каждый – призрачные надежды, наваждения, неоцененность при жизни талантливых и гениальных людей, греховность жизненного уныния. Зритель подготовленный прочтет гораздо более глобальный, скрытый между строк смысл – куда могут увлечь наши навязчивые мысли, какую дорогу избрать и как не попасть на встречу с черным монахом…

P.S. ближайшие спектакли состоятся 22, 23 мая, 3, 4, 10, 23 июня.

P.P.S. как удалось вместить в небольшой зал «Ленкома» такие искусно сделанные и архитектурно прекрасные декорации – непостижимо!

*песня «Она идет по жизни, смеясь» группы «Машина времени».

**рассказ «Хористка» представлен небольшим пятиминутным эпизодом с участием Александры Захаровой и Анны Якуниной

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal