Рецензия на фильм «Мама!» (Mother!) 2017

Режиссер: Даррен Аронофски
Премьера: 05.09.2017

Каждый новый фильм Даррена Аронофски – всегда очень ожидаемое событие, которое с удовольствием «вкушает» каждый киногурман. Полнометражных картин он снял всего семь, но каждая из них (быть может, за исключением «Ноя») несет в себе уникальную художественную ценность и особенный режиссерский почерк — обнажение человеческих эмоций и чувств. Его скрупулезно  выверенная продуманность повествования от первых кадров до финальных титров, возвращает нас к осмыслению этой ленты еще долго после ее просмотра.

Кинокартина «Мама!» — жанрово совсем не ужасы, как заявлено в аннотации, и, кажется, по трейлеру, напротив – это интеллектуальная драма, густо наполненная множеством деталей и отсылками к святым писаниям. Аронофски снова подталкивает к чуткому и внимательному просмотру своей ленты, где именно череда нюансов способствует проявлению задумки режиссера и создает понимание ленты. Безусловно, требуется и определенный уровень эрудиции зрителя для чтения всех загадок с экрана, начиная от тем Ветхого завета (из которого, к слову, многое взято за основу сюжета) и заканчивая философскими воззрениями Фрейда и Юнга. Конечно, это сразу сужает аудиторию на тех, кто ждет ужастик (одноименных картин именно в этом жанре хватает), и тех, кто ожидает получить очередной многогранный пазл от режиссера, в духе его известной работы «Фонтан».

В центре повествования супружеская пара — молодая Она (Дженнифер Лоуренс), и средних лет Он (Хавьер Бардем). Их мир – это уединенная жизнь в большом доме вдали от людей, где Он — поэт в затяжном творческом кризисе, ищущий улетучившееся вдохновение, Она – безмерно преданная жена, старающаяся во всем угодить горячо любимому супругу, восстанавливающая некогда пострадавший от пожара его родной дом. Их идиллию нарушает сначала странный доктор (Эд Харрис), а потом и его назойливая, наглая жена (Мишель Пфайффер), их взрослые дети… И стремительно развивающаяся за этим  череда событий,  превращает жизнь девушки в ад. И это не просто саспенс, а нарастающая истерия, которая максимально вовлекает зрителя в картину так, что хочется в унисон с героиней толкаться, драться и даже кричать от бессилья.

Бессменный оператор Аронофски — Мэттью Либатик специально делает компоновку кадра в картине максимально плотной, тесной для восприятия, создавая зрителю некомфортную обстановку, постоянно ограничивая его взгляд, сознательно уделяя большую часть кадрового времени  на крупные планы  героини. Даже звук часто теряет «фокусировку», растворяясь бесконечным эхо в полупустом помещении, создавая эффект звукового вакуума. Постепенный переход от преобладания пастельных тонов в начале к цветовой насыщенности в конце фильма призван обострить эмоциональную канву фильма.

«Мама!» Даррена Аронофски – кино нетривиального характера. Любой, кто попытается сделать подробный анализ авторского  замысла рискует преждевременно раскрыть сюжетные и смысловые  «карты» фильма. Посмотревшие его — либо ищут ответы на свои многочисленные вопросы, либо обвиняют режиссера в ереси. Безусловно, Ветхий завет в картине выступает как идейный стержень, но только на уровне   схожести образов и общей трактовки сюжета. Используя этот прием, Аронофски пытается изобразить то всеобъемлющее  безумие, которое охватывает современный мир, начиная от метафорических семейных конфликтов на базе женской жертвенности и мужского эго, и заканчивая лжепророками, способными привести любое общество в состояние агонии и хаоса, и даже затрагивает проблемы преступного насилия над природой, в том числе человеческой. Сюрреализм «Мамы!» отчасти гротескный, будто это ночной кошмар, однако он столь ужасающе реален, что надолго не оставит зрителя в покое, заставляя его не только терзаться вопросами «Как? Зачем? Почему?», но и содрогнуться всякий раз, как он вспомнит эту картину.

Подготовил: Андрей Кузовков

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal