Отзыв о спектакле «Мертвые души» театра Маяковского

9

Режиссер-постановщик: Сергей Арцибашев
Премьера: 12.11.2005

«Маленький человек с маленькими страстями»

«Мертвые души»  — еще одна великолепная интерпретация классики Арцибашевым, рискнувшим поставить впервые на театральном помосте первый и второй (неоконченный Гоголем) тома произведения. Еще в первый год премьеры постановка настолько громко заявила о себе, что вот уже почти десять лет, как считается спектаклем номер один в театре им. Маяковского наравне с «Женитьбой».

Удалось побывать на «Мертвых душах» дважды: один раз еще в первый месяц показа и второй – осенью прошлого года. За эти восемь лет спектакль стал еще более отточенным и слаженным. Главным образом сейчас другой Чичиков. Раньше его играл сам Сергей Арцибашев, надо признать великолепно, но у него несколько иной колорит собственной личности, ярко выраженная мужественность, которая у меня не совсем ассоциировалась с литературным Павлом Ивановичем. А Сергей Удовик, который с 2011 года исполняет эту роль, по типажу подходит блестяще. Заурядность, серость этого «господина средней руки», единственной страстью которого было непременное желание разбогатеть – все это идеально воплощается на сцене актером.

Арцибашевская постановка, безусловно, это осовремененное видение первоисточника, как внутреннее, так и внешнее. Содержательно сценарий несколько адаптирован к нынешней действительности, в нем не всегда идет прямое цитирование книги, а иногда допускается вольность, вроде той, что Коробочка (Светлана Немоляева) подписывается адресом электронной почты («точка ру»). Но, при всем при том, в уста персонажей вложен тот правильный смысл, что верно передает идеи Гоголя.  Изумительно подан спектакль и  внешне. Во-первых, это необычные декорации, в виде двух полукруглых стен, внутри белых, а снаружи черных. Во -вторых, сплетенные из широких лент стены представляют особое художественное оформление. Из декораций появляются то руки, выстраивающиеся в своеобразную лестницу, когда Чичиков дает взятку чиновникам; то появляются торсы людей, изображающих славных жеребцов, что так жаждет продать Ноздрев (Алексей Дякин, а в недавнем прошлом незабываемый Александр Лазарев); то в них монтируют элементы декора сцены. И эта клетчатость материи во всем, даже в одеждах героев, словно жизнь состоит из этих черных и белых квадратиков, как шахматная доска, где и ход продумать надо, и ходить «по правилам», и где все то белое, то черное.

Интересна метаморфоза актеров в одном спектакле, когда во втором акте те же люди играют диаметрально противоположных персонажей. Особо поражает Игорь Костолевский, представая перед зрителями сначала в образе скупого Плюшкина. Он вылезает из какой-то норы, в лохмотьях по несколько раз перешитых, с повязанным на голове заштопанным платком, из- под которого выбивается пакля волос, нервно подергивает жалкую тряпочку в руке, бережно прижимая к себе, скалится почти беззубой улыбкой – какой-то ужасающий гипертрофированный образ бабы Яги. И в следующем отделении Костолевский – это генерал-губернатор, человек высоких моральных принципов, в белоснежном белом мундире с золотыми эполетами.

Спектакль по знаменитому произведению Гоголя «Мертвые души» на помосте театра им. Маяковского является очень мощным и выразительным действом, поставленным Сергеем Арцибашевым. Интересна его визуальная составляющая — восхищает  прекрасный подбор  великолепных актеров (как старой школы, так и современной), невероятный грим, меняющий до неузнаваемости узнаваемые лица (Плюшкин в исполнении Костолевского, Ноздрев — Дякина, Собакеич – Андриенко, Коробочка — Немоляева), созданные  спецэффекты (грозовая ночь, балы, сделки по продаже душ, поездки в кибитке, взятки, промышленный завод и т.д.). В остальном это та классика, что бережно перенесена на сцену, плюс возможность увидеть авторское видение режиссера-постановщика Арцибашева на неоконченный Николаем Васильевичем второй том «Мертвых душ».

В завершение стоит только процитировать Гоголя и с горечью понять, насколько он актуален даже по прошествии ста семидесяти лет: «я понимаю, что бесчестие у нас так сильно укоренилось, что быть честным позорно и стыдно. Но настала такая минута, когда мы должны спасать землю свою, спасать свое Отечество. Я обращаюсь к тем, у кого еще есть в груди русское сердце и которым хотя бы понятно слово «благородство». Братья, наша земля погибает. Она гибнет не от нашествия иноплеменников, она гибнет от нас самих. Уже помимо законного правительства образовалось другое, сильнее законного. Уже все в нашей жизни оценено и цены объявлены по всему свету. И никакой самый смелый, самый мудрый правитель не сможет поправить зла, пока каждый из нас не почувствует, наконец, что должен восстать против неправды. Я обращаюсь к тем, кто не забыл, что такое благородство мысли, к тем, у кого еще жива душа, я прошу вспомнить о долге, который нужно отдавать здесь, на земле. Ведь если мы с вами не вспомним о долге своем…»

 Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal