Рецензия на фильм «Левиафан» 2014

Рецензия на фильм «Левиафан» 20146Режиссер: Андрей Звягинцев
Премьера (мир): 23.05.2014
Премьера (РФ): 05.02.2015

Столько, сколько говорят о новом фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», не говорили, пожалуй, ни об одной другой российской картине, даже «Груз 200» Алексея Балабанова не поддавался такой шумихе. Что самое неприятное, весь этот звуковой фон во многом мало касается обсуждения ленты с точки зрения искусства, и большинство в нем видит то, что хочет. И преимущественно — это  клевета на Россию, на власть и ее институты. Ощущение, будто фильм стал инструментом некоего пиара, к сожалению, чаще черного.  

«Левиафан» — не шедевр мирового кино, и кино не великое, но знаковое и своевременное. Он вышел в то самое время, когда отечественному кинематографу очень важны качественные и сильные картины. И пусть это все ленты не для массового зрителя, почти однозначно не для широкого проката (элементарно не окупится), но тот артхаус, что стал мощно возрождаться в последнее время, дает повод трезво осознавать – в России есть свое кино. В текущем году уже вышли такие высоко оцененные картины, как «Класс коррекции», «Еще один год», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Кино про Алексеева», «Дурак» и многие другие. И главным в этом ряду, бесспорно, считаю фильм «Трудно быть Богом» — последний эпохальный труд Алексея Германа.Рецензия на фильм «Левиафан» 2014

Жестко депрессивное настроение стало неизменным почерком русских лент, и «Левиафан» продолжает эту традицию. Фильм Звягинцева абсолютно безрадостен и настолько максимально трагичен, каким может быть фильм, в нем нет практически ни одного эпизода, хоть как-то рассеивающего эту надвигающуюся мглу (кроме сцены с пьяным мэром, где он матерится, как вылитый Веничка Ерофеев). И художественная сторона картины четко создает этот груз дамоклова меча – серые скалы, омываемые ледяной водой Баренцева моря, остовы покосившихся домов, сгнившие лодки на причале, всеобщая обшарпанность людей и зданий – отменная, почти монохромная фактура кадра под тяжелый аккомпанемент тревожной музыки.

И встречаются там люди, пропитанные серостью и бесцельностью. Главный герой Николай в исполнении Алексея Серебрякова всю жизнь живет на берегу залива, где рос его прадед, дед, отец. Но эти земли понадобились местным властям под строительство храма, и они пытаются за бесценок выкупить участок и выгнать потомственного жителя с этих мест с его женой и подростком сыном. Но не думайте, что фильм будет посвящен судебным тяжбам и постоянной борьбе с бесчинством власть имущих. Этих сцен — на первые полчаса, а дальше показан твердый и поступательный самораспад личности. Нет, не от притязаний на землю, не от нападок нечистого мэра и уж точно не от пресловутой «суровой российской действительности». Все элементарно —  от скудости внутреннего мира и нежелания стремиться к высокому.Рецензия на фильм «Левиафан» 2014

Здоровый мужик, далеко не старый и еще полный сил, совершенно бесцельно и ничего не делая сидит на одном месте. Его предки издавна занимались рыбным промыслом, храбро выходили в море и нещадно трудились на своей земле, а удел Николы — только чинить ржавую «Ниву» местному гаишнику,будучи бесконечно обозленным на окружающий мир. Будущее молодой второй жены (первую, скорее всего он согнал в гроб) и сына (и его взаимоотношения с мачехой) его слабо заботит, главное -быть «собакой на сене» и держаться за привычное. Его духовный мир беден, в нем нет места таким понятиям, как искусство и красота, только процветающая серость и косность. И власти на местах повлияли на его трагедию лишь косвенно, ведь быт Николая – это бомба замедленного действия. Не сейчас, так точно потом бы все рвануло, может даже еще мощнее. И этот грубый и недалекий герой не вызывает ни капли сожаления и жалости, он никчемен по своей сути, в своей бесцельности бытия.Рецензия на фильм «Левиафан» 2014

А мир вокруг оказывается не в стагнации. И тому в подтверждение блестящая роль  Елены Лядовой (супруга) – эта женщина полна отчаяния и непонимания, гнетущего чувства потерянности на этом краю света. Истинный трагизм в ней, в ее жертвенности и невероятной женской любви. Образ полон метаний, разрушенных мечтаний и сильнейшего характера. Эта актриса с большим будущим! Как и юный Сергей Походаев, очень хорошо сыгравший сына Николая, несмотря на небольшое время на экране. Изюминкой, как ни странно, выступил Роман Мадянов (мэр): единственные комичные эпизоды – именно с ним, сцены, полные философского смысла – тоже с ним. Многогранный образ, сочетающий в себе и человеческую жестокость, и жалкий страх, какую-то низменность, и, в тоже время, целеустремленность, специфическую духовность и родительскую заботу. Представленный большинством кинокритиков как самый отрицательный герой, одутловатый мэр отдаленного городка оказывается чуть ли не примером выживаемости и находчивости, особенно в экстремальных ситуациях.

Отрадно, что спустя почти  год «Левиафан» все-таки добрался до больших экранов родной страны. Несмотря на то, что для меня фильм совсем не кажется кинопрорывом и реальным «лучшим фильмом последних лет отечественной индустрии кино», не отдать ему должное невозможно. Наполнив свой фильм множеством, порой, неоправданных элементов, Звягинцев пытался стать услышанным для как можно более широкого круга людей. И, да, это у него получилось. Каждый что-то да извлечет из его ленты для себя полезного. А вот тронет ли картина до глубины души — вопрос другой. Если строго, то фильм не отличается особой пронзительностью. «Левиафан» подчас слишком конкретен, прямолинеен и назидателен, порицая современное общество и выступая чуть ли не его цензором. Тем не менее, пусть мрачное и безрадостное, но такое кино необходимо для мирового кинематографа в целом, ибо «Левиафан» вне географии (хоть злые языки пытаются убедить в обратном). В мире все больше создается абсолютно бестолкового кино, никак не заставляющего зрителя задуматься о чем-то выше, чем каждодневно идти на поводу законов общества потребления.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal