Рецензия на фильм «Легенда №17» (2013)

8,5Режиссер: Николай Лебедев

Премьера: 18.04.2013

 «Суперсерия СССР – Канада 1972» – событие в истории спорта грандиозное!  Здесь было и чисто спортивное столкновение самобытных хоккейных школ, и столкновение культур, менталитета, предрассудков, наконец, политики. Передать словами тот резонанс, что сопровождал эту легендарную серию, практически невозможно.

Спортивное кино – жанр достаточно специфический. В нем сложно соблюсти баланс между  спортивной точностью и удержанием интереса рядового зрителя, то есть не поклонника какого-то спорта. А сделать экранизацию реальной спортивной биографии – задача усложняется вдвойне. Но создателям отечественного фильма «Легенда №17» блестяще удалось увлечь происходящим на экране абсолютно каждого, пришедшего в кинотеатр.

Режиссер  фильма «Легенда №17» Николай Лебедев не хотел снимать биографический фильм в чистом виде, то есть с последовательным перелистыванием страниц истории. «Кино тогда теряет главный драматический стержень», — объяснял он. Поэтому была выбрана самая оптимальная формула – пойти на некоторые хронологические сдвиги, добавить элементы в духе лучшего спортивного фильма «Рокки» и получить отличный сценарий. Оттого «Легенда №17» смотрится бесподобно и с восхищением от начала и до конца.

Короткая, но яркая жизнь самого Валерия Харламова была настолько удивительной, что сама выглядела как кино. Он никогда не мирился с трудностями, всегда жил им вопреки. Наперекор судьбе победил в детстве «порок сердца», с честью вынес «ссылку» во второсортную команду «Звезда» из глубинки, стойко терпел пренебрежение со стороны Тарасова и завоевывал его уважение, мужественно восстанавливался после аварии в 76-м – примеров масса. Этот поистине легендарный человек закалял себя, как сталь, будучи вне льда человеком добрым и радушным.

После однотипных и слабых ролей («Шпион», Духless»), Данила Козловский скинул с себя пафос, звездную болезнь и явил отлично актерскую игру.  Его одержимость своим персонажем, страстное желание, во что бы то ни стало заполучить эту роль, изнуряющие физические тренировки, работа в кадре без дублеров – чувствуется фанатизм к любимому делу в духе самого Валерия Харламова. Герою однозначно веришь.

Однако кинолента «Легенда №17», на мой взгляд, не столько о самом Харламове, сколько о значимости для отечественного хоккея такой личности, как Анатолий Тарасов. Великий тренер, своенравный, с железным характером, руководствующийся исключительно своими принципами. Олег Меньшиков совершенно блистательно сыграл «отца русского хоккея». Именно эта отеческая нить между ним и игроками отчетливо продемонстрирована в фильме. Особенно в сцене, когда шел первый матч в Монреале, а Анатолий Владимирович, будучи не в силах совладать с нервным напряжением у телевизора, вышел во двор и, словно дирижер, мысленно направлял своих ребят по площадке сломанной клюшкой. Сцена, безусловно выдумана, но эмоционально бесподобна.

Картина исторически, конечно, не абсолютно правдоподобна – есть допустимый вымысел. Но он не бросается в глаза так явно. Да, первый гол Харламова был в ворота «Крыльев», да, тот матч со странным судейством был на три года ранее — и с вывеской «ЦСКА – Спартак»…  Да, и с супругой познакомились позже, и травму колена после намеренной травли со стороны Бобби Кларка Валерий получил во второй игре…  Но те сценарные вольности, что были допущены в фильме – его не портят, а лишь добавляют цельность и нужную плотность сюжетных событий, которые развиваются очень стремительно на протяжении всего фильма.

Зато есть приятные мелочи, как то эпизод с поеданием статьи журналиста, угрожающие жесты рукой к горлу «грома и молнии» канадцев Фила Эспозито, присутствие на комментаторском мостике Николая Озерова (его сыграл Павел Никитин) – все как тогда! Восхищает и работа декораторов с костюмерами – вся экипировка полностью соответствует исторической действительности (даже специально изготовили коньки тех лет), эпизодические советские пейзажи радуют своей лучезарностью, неистово гудит знаменитая монреальская ледовая арена «Форум».

Фильм «Легенда №17» — с точки зрения выстраивания спортивной биографии в увлекательное действо – почти безупречен. Режиссеру удалось подарить большинству зрителей эмоции сопереживания всему происходящему и настолько вовлечь зрителя в картину, что звучащий гимн Советского Союза без сомнения тронет каждого слезой. Картина так же учит быть честным и сильным, демонстрирует невероятную волю к победе, целеустремленность, стойкость. И пусть есть ряд исторических неточностей в угоду художественному вымыслу, главное не засорить этим свое сознание. И помнить, что это был только первый матч в легендарной суперсерии из восьми, что свой лучший гол Харламов забьет два года спустя тем же канадцам. И что гордиться своей страной надо не только в прошлом, но и в настоящем!

 P.S.  обязателен к просмотру документальный фильм «Битва Титанов», показанный по телеканалу «Россия».

Подготовил: Андрей 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal