Рецензия на фильм «Горькая луна» (Bitter Moon) 1992

Горькая луна8,5Режиссер: Роман Полански
Премьера: 12.07.1992

«Горькая луна» Романа Полански одна из тех картин, что с первых кадров ощущается киношедевром. К сожалению, некоторым лентам суждено было встретить волну непонимания и неоцененности в момент своего выхода, но в последствии обрести статус «классики». Так произошло и с этими фильмом, который многие критики почти сразу успели обвинить в полном диссонансе между сюжетными линиями, а эротическую составляющую ленты нарекли «завлекалочкой для извращенцев». Конечно, карьера польского режиссера знает много взлетов и падений, сопровождаемых то всемирным почитанием, то полным фиаско в прокате, но то, что все его работы обладают признаком «высокоотточенного кино» — неоспоримо.

Супружеская чета, несколько уставшая друг от друга,отправляется в далекое путешествие на океанском лайнере в Индию, где, как им кажется, они освежат свои отношения. Неожиданная встреча с роскошной пассажиркой приводит к таинственным аудиенциям у ее супруга в инвалидном кресле. Невероятная история жизни, в детали которой посвящает загадочный незнакомец путешественника, и становится главным сюжетом картины. А Роман Полански любит быть предельно дотошным, когда речь идет о литературной основе его фильма. Так и в случае с «Горькой луной» роман Паскаля Брюкнера так адаптирован под киноязык, что в одной картине сосредотачиваются и череда откровенных/будоражащих сцен, и семейная драма, и настоящий триллер.
Горькая луна

Роман Полански безупречен в выборе актеров к своим фильмам, потому в «Горькой луне», как нигде, нивелирована грань между художественным вымыслом и доподлинной органикой персонажей. Питер Койот, что исполняет роль неудачника-писателя, отдающегося безудержной похоти со столь юной особой, совершенно растворяется в своем кинообразе.  Его героя жизнь не одарила талантом писать, но позволила вкусить все ее прелести и так о ней рассказать зрителю, что вопиющая вульгарность льется из его уст, как высокая поэзия, воспевающая женскую красоту и сексуальность.

Кадры с темным пенистым морем несут немаловажную роль. Они то и дело вклиниваются в сюжет, давая аллегорические намеки на бушующие страсти, их непостижимость и жестокость, на потаенные людские желания… А они оказываются не чужды персонажу Хью Гранта, который и оказывается невольным слушателем стареющего писателя в кресле. Сексуальная нереализованность с супругой (Кристин Скотт Томас) оказывается ахиллесовой пятой в аристократическом образе консервативного англичанина.

Горькая луна

Эмманюэле Сенье на момент съемок было 26, а Полански, для которого она стала третьей женой, почти 60. Словно экранизируя собственную страсть к своей возлюбленной ,режиссер выплеснул на экран эпизоды, полные эротических фантазий. Юное пылающее страстью тело Сенье с блеском демонстрируется зрителю, тем не менее оставляю главную загадку ее форм без ответа. Но такова лишь первая треть картины, а дальше Сенье исполняет всю драматургию своей героини — отверженность, слабость, забвение, злопамятную жестокость и невероятное хладнокровие.

В «Горькой луне» присутствует легкий флер знаменитой работы Бернандо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Схожая топография, схожее изначальное направление сюжетов, но принципиально иная философия. Если в картине итальянского мэтра основной фокус сосредоточен на интерпретации фантазии режиссера о случайной связи с незнакомкой, то Полански изобразил достаточно жесткий и шокирующий триллер. Известная фраза поляка про свои картины приходится как нельзя кстати: ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить ее слегка голодной, чтобы ей хотелось еще, ведь сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно все… И, как подтверждение, финал его картины неоднозначен, где, возможно, главная мысль — куда приводит человека страх раскрыть сексуальные фантазии своему партнеру, и к каким немыслимым выплескам способно наше неудовлетворенное подсознание.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal