Рецензия на книгу Дмитрия Глуховского «Будущее» 2013

136«Дмитрий Глуховский — знаменитый российский писатель, автор таких бестселлеров, как «Метро 2033», «Метро 2034», «Сумерки», основатель и идеолог серии «Вселенная метро 2033»»… НО!!! Говоря о новой его книге  «Будущее», искренне хочется начать словами Белинского: «У нас нет литературы».  Причем брал книгу с желанием, с некой надеждой на интересное чтиво, на вкусный сюжет, памятуя о действительно понравившейся и в меру обожаемой первой книге автора. Но чем дальше шло знакомство с «Будущим», тем больше нарастало разочарование.

Начало книги моментально погружает в мир – пять веков вперед от нашего времени, люди получили вакцины бессмертия и наслаждаются вечностью, ютясь на тесной и перенаселенной планете, где строго и карательно регулируют рождаемость путем инъекций старения. Не сказать, что общая идея отличается новизной, но эффект моментального вовлечения и рисования сознанием нужных картинок бесспорно присутствует. Вступление верно увлекает.

За всем живописным  описанием мира будущего первое время не заостряешься на всплывающую местами пошлость. Но когда сюжет начинает резко замедляться и притормаживаться, этих моментов становится все больше. Разговоры о перенаселенности, деторождении, смерти, абортах – все это автор старается описать нарочито грубо, резко, изрядно посыпая неприятной лексикой. В некоторых сценах Глуховский вкладывает в слова главного героя пренебрежение старостью, скрупулезно описывая невероятные мерзости. К чему такая избыточность —  не ясно. Эффекта отвращения достиг, а желание читать дальше загубил. Кстати, не ждите от книги лихого и динамичного сюжета. Событий и действий здесь крайне мало. За обширной географией перемещений по факту все вертится на одном месте.

14

Такой расклад способствует росту читательского негодования. Осмысливаешь, и уже центральный герой тебе кажется главным антигероем. Совершенно бездарным и никчемным индивидом. Он боится предпринять хоть что-то, отдаваясь лишь непонятным мечтаниям, прокручивая их вновь и вновь в тексте — аж тошно становится. А тот, кого преподносят как антагониста – кажется, пожалуй, самым нормальным человеком, имеющим четкие желания и цели, сопровождающиеся не менее точными действиями. Ведь мы симпатизируем сильным духа, а не каким-то слизнякам.

Готов был бы на все это закрыть глаза, не будь столь стилистически разрозненный текст. Какие-то главы, блоки, абзацы – хорошие представители псевдонаучной фантастики. В меру богатая лексика, отличная визуализация, некая живость происходящего и интрига – это несомненные плюсы, коих не сказать, что совсем уж мало. Но в большинстве оказывается безумная вульгарность, не нормативность и бедность слога, доходящая до повторения одинаковых слов в одном абзаце, многократное обмусоливание однотипных тем с использованием нелицеприятных выражений – к сожалению, эти моменты настолько преобладают и напрочь губят все мало-мальски положительное.

12Открывал книгу «Будущее» с ожиданием толкового романа-утопии, с большим желанием углубиться в иной мир, оградиться от реальности, вдуматься и прочувствовать. Но после ее прочтения возникло лишь желание придираться ко всему и все обругать. Большая беда сюжета в его невероятной предсказуемости —  еще с середины четко ясно, чем все закончится. Все мы это видели уже в других произведениях (например, в  недавнем «Инферно» Дэна Брауна), в фильмах — этим совершенно не удивить. За громким и пафосным слогом последней главы, впечатление от книги остается другое: «Будущее» — это масса эротических фантазий Глуховского, изобилующих сценами то грубого, то романтичного секса с субтильными дамочками.

P.S. последняя иллюстрация — арт из не вышедшей игры StarWars 1313

 Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal