Рецензия на фильм «Географ глобус пропил» (2013)

5Режиссер: Александр Велединский

Премьера:  07.11.2013

Экранизация одноименного романа Алексея Иванова оказалась очень тепло и восторженно встречена как на разных кинофестивалях, так и в прессе, получив ряд наград и множество положительных отзывов от кинокритиков. История полного неудачника Виктора Служкина (Константин Хабенский), что от безделья устроился учителем географии в школу в российской глубинке, по аннотации к фильму (особенно для тех, кто не знаком был с книгой) заочно кажется интересной и притягательной своей жизненной правдивостью…

Если действия романа происходило в «лихие 90-е», то действия фильма перенесли во время настоящее, но оттого картина и настрой не стали ярче. Серое и тусклое настроение с полным отсутствием увидеть какой бы то ни было свет в конце туннеля, а именно в отдаленном пермском крае,  передано блестяще. Глухая «немытая и нечесаная» провинция, по мнению создателей, «блистает» во всей красе – беспробудное пьянство, низкий порог культуры и морали, случайные связи, обшарпанные квартирки с дешевой мебелью, и, как квинтэссенция всего – изодранная и разукрашенная коробка является лучшей игрушкой для маленького ребенка.

И вся эта безутешная картина не меняется и когда школьники со своим географом отправляются в поход, сплавляясь по горной реке. Картинки бескрайней тайги – завораживают, но и только. И снова красивую природу марают пьянством, превращающимся в полное забытье. Жаль что на фоне такого среднего фильма, прекрасный актер Константин Хабенский, конечно, нет, не затерялся, но его игра не выглядит гениальной.

Фильмы Алексея Балабанова, хоть и тоже были полны обреченности, но все же имели некий свет и цвет в сердцах зрителей (мрачный «Брат», тяжелый «Кочегар»). Даже гротескные «Жмурки»  несли сарказм и здоровый цинизм. Литературное произведение «Москва-Петушки», хоть с одной стороны целиком посвящено исключительно пьянству, произведение весьма глубокое и трагичное. А о творчестве Алексея Иванова лично был куда более высокого мнения, после исторического документального фильма Леонида Парфенова «Хребет России». Не вдаваясь в детали книги, ее киноадаптация кажется лишь жестким и злым стебом над всей провинцией.

Фильм «Географ глобус пропил» пуст и аморален, даже чернушен своей депрессивной улыбкой. Он не смешной, не трагичный, а вызывает лишь моральное отторжение, как к никчемным героям и их пустым жизням, так и к тем, кто его снял и сделал. Подобный образ жизни — не близок, кризис среднего возраста – лишь слабость духа.

 

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal