Рецензия на фильм «Фрида» (Frida) 2002

9,5Режиссер: Джули Тэймор

Премьера: 29.06.2002

В Мехико растут удивительные деревья Жараканда, у которых цветы сине-фиолетового оттенка появляются раньше листьев. И получается совершенно фантастический  вид  — улицы с синими деревьями. Истинный сюрреализм в действительности. Такой же обескураживающий и поражающий, как работы мексиканской художницы Фриды Кало. Ее недолгая жизнь стала историей борьбы со своим «предательским телом» и с ревностью к своему мужу, знаменитому художнику  Диего Ривере. Вся боль, жесткость в невероятном сочетании с нежностью и добротой были выплеснуты Фридой в многочисленные автопортреты на холстах, ставших детальным иллюстрированным повествованием ее жизни.  

 «Я не жду от вас комплиментов. Мне нужна критика».

Передать всю резкую контрастность бытия мексиканской художницы посредством  кино очень непросто. Главное — точно попасть в необходимый ритм души Фриды и уловить важные нюансы ее насыщенной жизни. Что, пожалуй, под силу прочувствовать только тоже женщине. Джули Тэймор удалось  не только трогательно срежиссировать, но и выйти за пределы съемки просто биографии. Она весь фильм рисует свои собственные художественные холсты, полностью отвечающие красоте сюрреализма своей героини. Та страшная авария, в которую попала Фрида в возрасте 17 лет, выглядит как полотно —  скомканные людские тела лежат вокруг застывшего в невинной и беззащитной позе проткнутого стальным прутом туловища девушки, а вокруг магически падает легкий золотой дождь, укрывая сияющим блеском эту страшную картину. Дальше добавляется динамика — это пляшущие куклы-скелеты, склонившиеся над  изувеченным телом Фриды.

 «— Вы тоже художница, миссис Ривера?

— О нет, я всего лишь убиваю время».

Тэймор постепенно входит в еще больший раж, оживляя ранее статичные картины Кало – то это яркая картина свадьбы, то страшная боль утраты мертворожденного дитя, то почти наркотическое высвобождение от реальности в картине «что я увидела в воде» и кричащий феминизмом автопортрет в мужском костюме с остриженными волосами.

В этом фильме Сальма Хайек (тоже уроженка Мексики, как и сама Фрида) не просто сыграла роль мексиканской художницы, а полностью вжилась в этот образ, отдав себя роли без остатка. Тому подтверждение — невероятное  внешнее сходство и передача внутреннего чувства постоянного ощущения боли, подавляемого неподдельной силой жгучей любви.

 «В моей жизни было два главных несчастья, Диего:

авария в трамвае и знакомство с тобой.

Второе намного тяжелее».

Диего Ривера, исполненный Альфредом Молиной (между прочим, тоже южных кровей), был человеком не только безмерно увлеченным коммунистическими идеями и росписью масштабных фресок, изображающих «комикс мексиканской революции», но и страшным бабником, не упускающим интимной близости ни с одной из понравившихся ему женщин. Хоть первую страсть (политическую) Фрида и разделяла, даже отождествляя свой день рождения с началом революции, то вторую (любовниц мужа) — яростно ненавидела. Жизнь превратилась в вечную борьбу с бушующей страстью и гневом, что порой выливалось в склонность к лесбиянству. Словно проекция первых фресок Риверы, где он использовал лишь два исторических периода Мексики – доколониальный и революционный — их жизнь с Фридой находилась в постоянной череде гармонии и вражды.

 «Я хочу, чтобы вы сожгли это предательское тело.

 Не хороните меня. Я и так слишком много лежала».

Помимо художественности образов и правильности переданных характеров, фильм еще и топографически точен. Мелкое хулиганство Фриды с остальными студентами — в стенах Национальной подготовительной школы, где Ривера изображал экспериментальную фреску «Сотворение». Первое знакомство Фриды и Диего во внутреннем дворе Министерства просвещения, где  впервые Ривера выступил, как монументалист  (120 фресок на тему жизни рабочего класса). Дом-мастерская в районе Сан-Анхель с мостиком на крыше и за оградой из кактусов. И, конечно же, расписной дом самой Фриды, где она родилась, страдала и умерла. Скрупулезная точность воссоздания жизни здесь не ширма, а инструмент по созданию буквально документального бытописания.

«Фрида» — это художественная картина, за сюжетом и визуальной составляющей которой следишь достаточно детально все два часа. Сальма Хайек и Альфред Молина создали на экране четко вычерченные характеры своих великих героев, и это, без сомнения, их самые сильные роли в карьере. Переживания этих личностей, их рефлексия, одержимость, страсть, боль, глаза Сальмы, в которые абсолютно погружаешься, кристально точно выстроенный сюжет, причудливые художественные аллюзии – все это делает картину работы Джули Тэймор абсолютным шедевром кинематографа.

 «Ее работы едкие и нежные, …жесткие, как сталь, и легкие,

как крыло бабочки. Добрые как улыбка и жестокие, как горечь жизни.

Я не думаю, что когда-либо в истории существовала художница,

выражающая на холсте столь страстную поэзию».

 Подготовил: Андрей

Данная статья является конкурсной работой второго тура для сайта «Кинопоиск»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal