Рецензия на книгу Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»

6,5Классика американской литературы, второе место в рейтинге «100 лучших англоязычных романов» какого-то уважаемого издательства, главное произведение «эпохи джаза» и еще целая масса восторженных эпитетов в адрес книги Фицджеральда «Великий Гэтсби» буквально вынуждают лично ознакомиться с произведением.

Та эпоха «ревущих 20-х», в которой происходит действие романа, представляется нам сейчас очень колоритной – расцвет джазовой музыки, изысканные автомобили, новый виток моды, что так ярко заявила о свободных нравах, золотой век гангстерства во главе с Аль Капоне, вступление Америки на беспрецедентную полосу процветания. Казалось бы, в таком временном отрезке можно создать уникальное описание того быта, полного излишней роскоши и шика, но в «Великом Гэтсби», несмотря на ожидания,  нет стиля эпохи. Порой складывается ощущение, что если в тексте опустить упомянутые вскользь некоторые бытовые предметы, то роман будет совершенно лишен временной датировки. Обескураживающе скупо описание музыки, моды, нравов Нью-Йорка с его потенциально сверкающим Бродвеем, отчего «путешествие» в прошлое не состоялось.

При эпизодическом упоминании эпохи на первый план выходят герои и их личностные взаимоотношения. Все повествование ведется от лица скучающего, вполне обеспеченного наследника семейного бизнеса — Ника Каррауэйя, который пытается пожить самостоятельно, не прибегая к своему состоянию. Стиль, подобный дневниковым записям, прием, достаточно часто встречающийся в литературе, но дающий возможность гораздо глубже понять мысли потенциально главного героя. Но этот персонаж — лишь сторонний наблюдатель, лишенный эмоций, чувств, стремлений и мечтаний, в итоге является самым никчемным человеком произведения.

Да и остальные действующие лица, вокруг которых вертится простенький сюжет, не сильно отличаются друг от друга, оттого их тяжело визуализировать. Мелочные проблемы, пустые светские разговоры, бледные лица, полная апатичность друг к другу. Та история любви, что так пытается стать драматичной по сюжету книги, выглядит просто смешной. Любовь может быть наивной, детской, непорочно-чистой, страстной, опасной, но никак неглупой и нереальной. Джей Гэтсби, что на словах ревностно обожал подругу юности Дейзи, на деле (по большому счету) никак не проявляет упорства, пуская ситуацию во многом на самотек. А причина, по которой не складывается их возможное счастье, оказывается парадоксально нелепой – Дейзи так стал противен Гэтсби тем, что он нечестно разбогател, что она лучше будет жить по-прежнему и любить своего муженька, постоянно гуляющего на стороне. Ограбить государство, как видно, куда более тяжкий грех.

Под конец Фицджеральд всячески пытается возвеличить своего любимого персонажа Гэтсби, чтоб хоть как-то оправдать название книги. Один за другим целые абзацы становятся одами по превознесению (по факту пустого, но в представлении автора «великого») Гэтсби в идеалистическую фигуру, парящую над «никчемными и приземленными людишками». Словно пытаясь нагнать упущенное, Фицджеральд буквально навязывает полюбить своего героя, возмутиться низкой моралью светского общества и пустотой их душ. Однако уже слишком поздно, и героя абсолютно не жаль. И судьба его не кажется трагичной, страдания не трогают. Любовь Гэтсби остается так и непонятой после прочтения. С одной стороны Гэтсби увидел явное несоответствие воображаемого им образа Дейзи с ней реальной, но никаких переживаний при этом он не испытал, как и не испытал острую боль ее утраты. Джей оказался не в меру меланхоличным мечтателем, существующим где-то там далеко, среди мармеладных облаков…

Книги художественного жанра, как и фильмы, во многом читаются для того, чтобы отвлечься от реальности, окунуться в особый мир, отчасти сказочный и фантастический. Но роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» не дает того самого отдохновения души. Пустые разговоры в стиле «он сказал, она подумала», почти полное отсутствие философских размышлений, совершенно надуманная и нелепая история, всего три (!) пометки на полях символами N.B. с моей стороны, холодность всех героев, минимум проявления эмоций и чувств и даже отсутствие всякой романтики – и все это «культовый» роман американской литературы «Великий Гэтсби».

Баз Лурманн – мастер по созданию ярчайших костюмированных киношоу. Поэтому можно быть спокойным за его экранизацию романа, которая наверняка вкупе с блестящим актерским составом вдохнет жизнь в сюжет, окрасит его драмой и чувственностью на фоне завораживающих декораций неповторимой эпохи «джаза».

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal