Рецензия на фильм «Бесстрашный» (Fearless) 1993

8

Режиссер: Питер Уир
Премьера: 15.10.1993

Эта местами довольно камерная драма, почему-то не пользующаяся особым интересом в России, конечно, не может встать в один ряд с такими шедеврами режиссера Питера Уира, как «Общество мертвых поэтов» (1989) и «Шоу Трумана» (1998), но зрительского внимания и зрительской симпатии это кино совершенно точно достойно.

«Бесстрашный» принадлежит к числу картин довольно редких по своей природе, фокус которых направлен не на человека, а внутрь него. Уир словно ставит научный эксперимент при помощи покладистых испытуемых (Джеффа Бриджеса и Рози Перес), силясь понять и дать понять другим, через что проходят люди, выжившие в катастрофах, но потерявшие близких или самих себя.

На одной чаше весов Макс, который страшно испугался в последний миг перед крушением самолета, но выжил, утвердившись в мысли о собственной неуязвимости, а на другой — Карла, потерявшая в этом аду ребенка. Макс изводит себя и семью, пытаясь найти хоть какие-то границы собственного страха (ведь чего-то да должен бояться в этой жизни человек?), Карла рвет на куски свою душу за то, что не уберегла ребенка. Чье «увечье» страшнее, смогут ли они справиться с подобными последствиями катастрофы?

Уир своим фильмом в очередной раз подтверждает расхожий постулат Аристотеля: «Человек по природе — социальное животное». Человек нужен другому человеку в радости, но еще нужнее мы друг другу в горести. Помогая другим, мы всякий раз помогаем себе. Это простая, но очень важная истина.

— Мужество — это особого рода знание: как бояться того, чего следует бояться, и как не бояться того, чего не следует бояться (Давид Бен-Гурион, 1-й премьер-министр Израиля).

Это кино не дает четкого и осмысленного представления о том, чего стоит бояться в этой жизни и стоит ли вообще, но оно очень мягко, но настойчиво подталкивает к подобного рода размышлениям. Добродетельному человеку, наверное, не стоит бояться. Страх отупляет, лишает воли и свободы, но и быть бесстрашным — опасный путь, который, вне всяких сдерживающих рамок, рано или поздно может привести к беде.

В очередной раз думаю о том, что Бриджес — очень хороший актер, причем понимание этой его «хорошести» ко все приходит за просмотром не самых его крутых и известных работ. Его игра здесь мне напомнила роль в «Дороге на Арлингтон» (1998). Тоже не самое популярное кино, тоже не самая мощная роль Бриджеса, но какая органичная, приковывающая внимание.

Подготовил: Игорь Новиков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal