Рецензия на фильм «Фанни и Александр» (Fanny och Alexander) 1982

10Режиссер: Ингмар Бергман

Премьера: 17.12.1982

«Все может произойти, все возможно и вероятно.

Времени и пространства не существует.

На крошечном островке реальности воображение

прядет свою пряжу и ткет новые узоры».

Фильм «Фанни и Александр» — прощальный поклон большому кинематографу от культового шведского режиссера Ингмара Бергмана. Несмотря на европейское происхождение, картина снискала немалую славу в США, получив огромное количество наград, среди которых четыре премии «Оскар» (в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). Глубоко философское и многогранное, психологически и эмоционально  выстроенное повествование об истории семейства Экдаль воплощает собой чистую эстетику безупречно отточенного кинематографа.

Режиссерские работы Бергмана всегда особы по восприятию – за их внешней простотой и легкостью зачастую кроется обширное философское произведение на тему места человека в мире и его взаимоотношениях с окружающими. Так и в «Фанни и Александр» Бергман продемонстрировал свой талант в создании многослойного и замысловатого интеллектуального кино о людях и их отношениях.

Особая театральная структурность действия здесь намеренна — пролог, пять актов, эпилог. С детства Бергман обожал театр, с двадцати лет работал в драматургической студии, ставил детские и взрослые спектакли, и после ухода из большого кино полностью посвятил себя работе сценическим режиссером-постановщиком.

Повествование сюжета начинается с шумного рождественского застолья многочисленного семейства Экдаль. Бергман с большой теплотой и любовью изображает максимально подробно жизнь своих персонажей: городские улочки, интерьеры, костюмы, прически, посуду, столовые приборы, угощения (тот самый «шведский стол»), нравы (ироничный намек на «шведскую семью») и даже ароматы.

Вынесенные в название главные герои Фанни и Александр сперва лишь наблюдатели, их присутствие в кадре незначительно. Однако именно глазами детей дается восприятие событий, особенно, когда судьба чад принимает неожиданный и трагический оборот. Фанни и Александр  из состояния благополучия и свободы попадают в жестокий и суровый водоворот взрослых отношений.

Они еще лишь дети, и их мнением не интересуются родители, которые пускаются в подавление собственных страхов – одиночества, греховности, бедности, ненужности. Но все надежды взрослых призрачны — эгоизм в погоне за личным  благополучием без оглядки на счастье и спокойствие детей превращает Фанни и Александра лишь в игральные карты хитроумной партии епископа, что нещадно кроет «черными» козырями человеческие души. Теперь судьба брата и сестры не в руках их матери, а у истинного врага, который непреклонно носит маску фальшивой морали и чести.

Если Фанни проявляет сопротивление только внутренне, выражая это лишь взглядом, то Александр встает в прямую оппозицию. Но он еще слишком юн, чтобы играть на равных с епископом, как это делал датский принц Гамлет со своим отчимом. И призрак отца лишь бестелесная молчаливая тень, что является сыну.

В некотором смысле Александр – образ автобиографический. Бергман рос в семье священнослужителя (викария) и посещал частную гимназию. Его отец был очень требовательным к себе и окружающим, никогда не делая сыну скидку на возраст. Тогда умение врать и притворство стало способом защиты от нападок сурового родителя. Также Бергман, как и его герой Александр, всегда был фантазером. Недаром в фильме акцентируется внимание на игре Александра с керосиновым проектором с волшебными картинками (одна из книг Бергмана так и называется «Волшебный фонарь»).

Картина восхищает многогранностью не только за счет сюжетной подачи. Бергман наполняет свой фильм глубокими нравственными рассуждениями, очень тонко сопряженными с вопросами религии. Но иногда пускается почти в ересь, наделяя фильм мистическими эпизодами, пестрящими атеистическими репликами персонажей.

В кинофильме подчеркнуто крупные планы лиц, что обусловлено необходимостью передать всю сложную гамму чувств и эмоций актеров. Такая съемка — фирменный почерк работ бессменного оператора режиссера (более 20 совместных фильмов) Свена Нюквиста. Именно он революционизировал этот способ композиции кадра и делал ставку на преимущественно естественное освещение. За свою богатую цветом и стилем работу Нюквист был награжден «Оскаром» Киноакадемии. Удостоились столь почетной премии и костюмер Марик Вос-Лунд (Лучший дизайн костюмов), и художники-декораторы Сусанна Лингхайм и Анна Асп (Лучшая работа художника).

«Фанни и Александр» сложно поначалу оценить как шедевр. Из-за некой медлительности и излишней детализированности первой половины фильма, сюжет  местами кажется несколько затянутым. Но неопровержимо то, что в сознании постепенно прокручиваешь разные эпизоды фильма, которые со временем открываются под новым углом. Так и по окончании всего киносериала испытываешь полный восторг и растерянность от запредельной глубины картины, собирая в сознании кусочки мозаики в единое целое и пытаясь оценить увиденное и прочувствованное на экране. Пространство, сплетенное из каскада человеческих страстей и судеб. В итоге мораль оказывается у каждого зрителя своя, которая вгрызается в память, не оставляя шансов безразличию.

P.S. в кинотеатрах шел сокращенный вариант фильма до трех с небольшим часов, полная же режиссерская версия – это 4 серии общим хронометражем свыше 5 часов.

Подготовил: Андрей

Эта статья является конкурсной работой третьего тура для «Кинопоиска»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal