Рецензия на фильм «Исход: Цари и Боги» (Exodus: Gods and Kings) 2014

Рецензия Исход Цари и Боги Exodus Gods and Kings8Режиссер: Ридли Скотт
Премьера: 03.12.2014

Ридли Скотт – давно состоявшийся мастер режиссуры. За ним прочно закреплено имя одного из великих создателей грандиозных блокбастеров как фантастической направленности, так и масштабных исторических постановок. Но последние картины великого мэтра странным образом перестали находить понимание у кинокритиков, сопровождаясь чередой нелесных эпитетов. Словно происходит некая не состыковка с привычным образом, когда Скотт пытается отойти от кино массового к лично-филосовскому. Его «Прометей», казавшийся лишь на первый взгляд фантастической предысторией культовых «Чужих», во многом поднимал темы появления человека как вида на земле, выдвигая почти еретическую инопланетную версию. «Советник», с особой яростью растерзанный прессой, через своеобразную притчу трактовал смертные грехи. А его последний фильм «Исход: Цари и Боги», лишь на первый взгляд кажущийся эпическим блокбастером, в сущности, имеет глубокое второе дно, в которое постарались не поверить многие зрители.

Рецензия Исход Цари и Боги Exodus Gods and KingsСнять известный религиозный сюжет об Исходе евреев из Египта в современной обертке – явно не было целью. Оттого следование знакомой истории весьма поверхностно с точки зрения соблюдения какого-то конкретного из священных текстов. Для Ридли Скотта это была основа, через которую он скорее размышляет о своем отношении к Богу и, возможно, к религии в целом. Поэтому здесь и нет ярко выраженной позиции автора, нет четко очерченных мнений и столь однозначной трактовки. И осторожность Скотта лишь кажущаяся. Так, на первый взгляд, «Исход» предстает совершенно иначе, преподнося архаику старинного придания в привлекательном виде блокбастера. Бравый Моисей на пару с Рамсесом лихо сражаются на поле брани с какими-то кочевниками. Колесницы закладывают крутые виражи, градом сыплются стрелы, кровь хлещет направо и налево – эдакий новый формат супергероя из мира религии. Плюс и размашистый звездный актерский состав сбивает с толку – помимо главных ролей Кристиана Бэйла (Моисей) и Джоэла Эдгертона (Рамсес II), здесь присутствуют и Сугурни Уивер, и Аарон Пол, и Джон Туртурро, и, конечно, Бен Кингсли.Рецензия Исход Цари и Боги Exodus Gods and Kings

К счастью, таково лишь вводное слово, несмотря на сохраняющуюся великолепную картинку в виде прекрасных визуальных эффектов до финиша. А дальше по крупицам, неспешно тон картины смещается в сторону размышлений. В слова Моисея на экране словно вложены мысли самого Ридли Скотта. Вот и выходит один из главных пророков авраамических религий  мира совершенно отличным от канонического. Это мужчина, прежде всего верящий в себя и рассчитывающий только на свои силы, крайне скептически относящийся к пророчествам и прочим предрассудкам. Характеристика практически атеиста. Как часто бывает с человеком, веру он обретает лишь в момент, когда жизнь наносит сильный удар. Странная особенность нашей психологии, надо признать.Рецензия Исход Цари и Боги Exodus Gods and Kings

Кристиан Бэйл один из самых незаурядных и выдающихся актеров Голливуда современности с огромным багажом великолепных ролей, и Моисей в «Исходе» — в их числе. Рамсес Джоэла Эдгертона не менее монументален, хотя, более однозначен. Примечательный факт – до вступления на трон этот персонаж носит исключительно бело-золотые одеяния, но только став фараоном – облачается исключительно в черное. Так меняется и его душа, превращая человека в жестокого диктатора. Бог у Скотта – маленький мальчик со злым безжалостным взглядом. Крайне интересная интерпретация, ведь часто дети оказываются гораздо более жестоки, чем взрослые. Явившийся из горящего куста ребенок без сожаления и без колебаний яростно мстит, уничтожая всех и вся на своем пути без разбору, слепо следуя гневу. И десять казней египетских – одни из самых ужасающих сцен на экране.  Между двух огней, Богом иудеев и Царем Египта, выступает Моисей, изо всех сил старающийся утихомирить двух соперников, двух богов, двух «великих диктаторов». Суровый приговор выносит режиссер этим персонажам. «А так ли хорош ваш Бог?!» — словно вопрошает Ридли Скотт с экрана.Рецензия Исход Цари и Боги Exodus Gods and Kings

«Исход: Цари и Боги» — это грандиозный по своему масштабу фильм от великого режиссера. Великолепная визуальная составляющая, с отменными костюмами, захватывающими дух пейзажами, красиво поставленными боевыми сценами и невероятными съемками сцены прибытия гигантской волны под финал – в данном случае отвлекают зрителя от чтения глубокого замысла Ридли Скотта. Однозначно, самоличный уход из жизни его брата Тони (памяти которого посвящена лента) пошатнул устоявшиеся традиции к вере. Но это не единственная мудрость, которую хотел поведать нам 77-летний маэстро. «Исход» как никогда оказывается актуален, напоминая о  жестокости и нетерпимости мира сегодняшнего, где есть место проявлению уже такому побежденному, казалось бы, врагу, как фашизм.

P.S. из всех центральных персонажей картины, самый реальный – Рамсес II, чья подлинная мумия до сих пор храниться в Каирском музее.

Подготовил: Андрей Кузовков

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal