Рецензия на книгу Донны Тартт «Тайная история»

«О себе. История одного из моих безумств»

Артюр Рембо «Одно лето в аду»

 Признаться, к современной литературе отношусь с изрядным скептицизмом. Но, бывают исключения и, совершенно неожиданно, волей случая, натыкаешься на удивительную книгу, способную искренне восхитить.

Донна Тартт – имя, несколько подзабытое на писательском поприще. Что, впрочем, не удивительно. Всего два произведения за два десятилетия – во истину скромно для современности. Ее первый роман «Тайная история», вышедший в 1992 году (в России в 2009г.), произвел фурор в Америке и мгновенно стал бестселлером. Но это было очень давно, а сейчас эту книгу и не найти в книжных магазинах. Оттого и было уже изначально ценно ее получить, хоть и во временное пользование, благодаря очень начитанному окружению.

Роман начинается совершенно нетрадиционно – с конца. Читатель с первых страниц сразу знает об убийстве, знает, кто виновен, но совершенно неясно, как и почему все свелось именно к этим событиям…

Ричард Пейпен – молодой человек  девятнадцати лет, который имея семейные финансовые трудности, тем не менее, получает грант на обучение в одном из престижных вузов в городе Вермонте (США). Заметив в университете странную и почти мифическую группу из пяти студентов, изучающих древнегреческий язык, становится одержим идеей попасть к началу семестра на этот факультет. Эта простая и довольно изящная завязка является «точкой невозврата» Ричарда к обычной жизни.

Удивительная вещь –  стиль повествования в этой книге. Это своего рода мемуары главного героя, со скрупулезной точностью воспроизведенные на бумаге. Читая, поймал себя на мысли – как невероятно похожи мысли и переживания Ричарда — на мои собственные. Талант вовлекать в текст таким магическим приемом производит поразительный эффект, словно читаешь свой собственный дневник, только какой-то другой жизни, может из параллельного измерения.

Весь мир романа крутится вокруг пятерых друзей Ричарда: Генри – эксцентричного, невозмутимого и мудрого; Френсиса – легкого романтичного и трогательного юноши; двойняшек Чарльза и Камиллы; шебутного балагура Банни. Их наставник – своеобразный профессор античности Джулиан. Который фактически выступает как их духовный лидер, всецело погружая своих учеников в мир Древней Греции. Как раз из-за желания достичь глубин познания этой стези, в поисках достижения определенного катарсиса и происходит моральный раскол дружбы студентов. Четверо ребят, в припадке безумия религиозного ритуала, совершают убийство, когда их, в окровавленных простынях, застает оставшийся «вне игры» сокурсник. Страх быть преданными, страх шантажа толкает юных преступников на еще более страшное дело…

Донна Тартт оказалась мастером саспенса, и, словно взяв пример с Хичкока, убивает одного из друзей-студентов ровно в середине книги. Тайна, которая навсегда связала студентов; Тайна, которая способна привести еще к убийствам. Тартт позволила нам быть в центре событий, видеть и слышать метания и порой даже агонию героев, видеть, как накаляется эмоциональная напряженность среди ребят и как происходит взрыв эмоций. Но смогут ли они укрыться от правосудия? Справятся ли сжигающим внутренним огнем совести? И что станет, в конце концов, с их дружбой?

Тартт порой пытается выступать в роли знатока человеческой души, как Федор Михайлович, на что даже есть строки «это я убил…». Надо признать ее точное описание мыслей, их связь с поступками, расписанная порой с «болезненной четкостью» производит мощное впечатление.

«Тайная история» — это роман правильный и точный, побуждающий пропустить через себя судьбы его героев, таких разных, и, в тоже время похожих, полных собственных страстей, переживаний, слабости, отваги, жертвенности. Эта книга способна описать  большинство наших душевных состояний, с непостижимой отчетливостью отображая порой ход наших мыслей и действий.

P.S. Символично и название книги, имеющее точный именной адрес в истории – знаменитая работа византийского писателя Прокопия Кесарийского, написанная в 550-хх годах и относящая нас во времена правления императора Юстиниана I. Это прямой отголосок духа античности в книге Тартт и некий намек на человеческие безумства — «мир отравителей, убийц и необузданных безумцев» (как сказал о книге Прокопия французский историк Эрнест Ренан, прочитавший ее в 1857 году).

P.P.S. 22 октября этого года выйдет третья книга Тартт «Щегол» («Goldfinch»)

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal