Рецензия на фильм «Диана: Последние дни принцессы» (Diana: Last Days of a Princess) 2007

Рецензия Диана Последние дни принцессы9Режиссер: Ричард Дэйл
Премьера: 30.07.2007

— Я бы хотела быть королевой ваших сердец, но не представляю себя королевой этой страны.

Диана Фрэнсис Спенсер, более известная в народе как принцесса Диана, никогда и никого не оставляла равнодушным. Большая часть человечества была влюблена в этого снежнокрылого ангела и остается верной этому чувству и по сей день, сколько бы изобличительных материалов и пикантных подробностей не выходило из-под прыткого пера некоторых писак, желающих обогатиться и прославиться на одной из самых трагических женских историй XX века. Небольшая прослойка снобов и/или убежденных консерваторов и сторонников монархии со всей присущей ей гнилой моралью (в измене королевской особы нет ничего страшного, а вот отвечать изменой на измену — это фи!) осуждала и осуждает «народную принцессу». Но равнодушных нет.

Будучи человеком замкнутым на самом себе, я, наверное, всего лишь два раза за свою жизнь бесконтрольно и неосознанно отдавался явлению, называемому эмпатией. Помню, как, ничего толком не понимая, но, как казалось, чувствуя все, рыдал после известия об убийстве Влада Листьева. В 1995 году мне было 7 лет. Через три дня после смерти Дианы мне исполнилось 10. И тогда, не зная толком ничего о красивой богатой и знаменитой женщине из далекой Англии, я тоже рыдал взахлеб, чувствуя что-то неизъяснимое. Можно было, конечно, списать подобные проявления чувств на то обстоятельство, что я был не в меру впечатлительным ребенком, но к Листьеву и, что важнее для этого разговора, к принцессе Диане, я и по сей день питаю симпатию того рода, которой не чувствую по отношению к большинству людей.

— Я не живу по правилам. Я руководствуюсь сердцем, не головой.

Создатели фильма «Диана: Последние дни принцессы» конструируют вполне канонический и затвердевший уже во времени образ принцессы Уэльской: глубоко несчастной женщины, слывшей одной из самых признанных красавиц нашего времени, затравленной прессой и преданной двором, искавшей ласки и поддержки, но неизменно, по-видимому, натыкавшейся на слабых и неспособных защитить и уберечь ее мужчин.Рецензия Диана Последние дни принцессы

В истории Дианы меня, человека с оголенным чувством мировой несправедливости, всегда поражало то обстоятельство, что у нее была любовь всего мира, но при этом не было обычного женского счастья, не было любви этого смешного, лопоухого и неказистого монарха, которого она, как кажется, по воле судьбы-злодейки, любила всю свою жизнь. Разве от одного лишь уязвленного самолюбия эта божественно красивая и прекрасно образованная женщина стала бы метаться от одного не великих добродетелей мужчины к другому? Я не знаток женской психологии, но мне больше нравится вот такая гипотеза: Диана, получив подтверждение об изменах Чарльза, бросилась в этот омут отношений с головой с одной целью — убить в себе теплое чувство, выжечь каленным железом из сердца любовь к этому нелепому наследнику престола, не прекратившему мерзких сношений со своей старухой. И уж потом только, заглушив эту безумную боль, ей хотелось отыскать чего-то, похожего на счастье.

Одно из самых главных достоинств этого фильма — атмосфера. Зритель ставится на место Дианы, отчаянно пытающейся вырваться из золотой клетки, но постепенно, месяц за месяцем удушаемой изысканными шелковыми платками. В воздухе витает жутковатый аромат безысходности. Травля достигает своего апогея, и все внутренности человека, способного хоть на какое-то сочувствие, сжимаются в тугой комок.

 — В этом браке нас было трое — немного тесновато, как для меня.

Эта картина навела меня на одну парадоксальную мысль: отчасти именно пресса, точно угадавшая в ней средоточие могучего природного обаяния, сделала Диану «королевой сердец», но она же, эта пресса, и убила ее, назначая высокие гонорары за эксклюзивные фотографии, негласно решив, что «королева» — трофей.Рецензия Диана Последние дни принцессы

Кино Ричарда Дэйла, выполненное в интересном формате — смесь документальных хроник, мнений очевидцев и художественных фрагментов, — производит очень мрачное, гнетущее впечатление, ощущение жуткой личной трагедии блистательной женщины, любимицы британского народа, признавшего ее одной из трех величайших личностей в истории. И, конечно, в очередной раз, этот фильм повествует о том, что общественная травля и неумолимая воля системы/власти способны перемолоть любого.

— Я мешала всем и всегда, я была ненужной… Только два человека в этом мире действительно любили и любят меня — сыновья Уильям и Гарри. И я люблю только их двоих.

Не знаю, кто убил Диану (и было ли это убийство) — английские спецслужбы, принц Филипп или королева Елизавета II, хоть и вряд ли когда-то избавлюсь от мысли, что все это случилось не без их зримого участия, — но одно я знаю точно: Диана была удивительно светлым человеком. Любовь миллионов, если не миллиардов, невозможно завоевать притворством. В ней было что-то такое, что не каждое столетие сходит на нашу Землю. И как горько от того, что люди не понимают этого и готовы смять и растоптать все чудесное.

Подготовил: Игорь Новиков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal