Рецензия на фильм «Даллаский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club) 2013

Без-имени-1Режиссер: Жан-Марк Валле

Премьера: 07.09.2013

Услышать смертельный диагноз от врачей – шок. Жизнь мгновенно разделяется на «до» и «после». Известен примерный срок, когда окончится земной путь. Пространство и время приобретают совершенно иной смысл, как и все привычное некогда. Жить, как прежде, не получится. С такой завязки начинается фильм канадского кинорежиссера Жан-Марка Валле «Даллаский клуб покупателей», который становится одним из главных соискателей «Оскара 2014».

Долговязый, пропитой ковбой с американской глубинки, ведущий разгульный образ жизни. Шоу-родео, ставки, карты, проститутки, наркотики, пьянство, случайный заработок – таков хаотичный набор потребления у героя Макконахи Рона Вудруфа. После очередной попойки, попадая в больницу, узнает о ВИЧ в своей крови. И тут начинается жесткая агония —  стартуя с коктейлей крепкого виски с кокаином и заканчивая экспериментальными таблетками.

Идея не нова. Что-то подобное мы видели в «Филадельфии» (1993). Но здесь — умеренный режиссерский темп, убедительность в образах героев, отсутствие фарса — и в фильм, что называется, вкатываешься. Безусловно, это самая мощная актерская роль не только Макконахи за всю карьеру, но и его партнера в кадре Джареда Лито, что исполнил роль так ненавидимого  ковбоем «гомосека». Слащавые образы голливудских звезд  напрочь улетучились — перед нами буквально высохшие тела, обремененные страшной болезнью. За счет проникновенной игры актеров связь со зрителем устанавливается прочная и неразрывная — следишь за повествованием скрупулезно и необычайно сопереживательно.

Один из главных посылов фильма — бунтарство. Противостояние общества, в данном случае безнадежного, государству, главным образом, с американской системой здравоохранения. Вскрывается коррупция, сговоры, намеренное сдерживание прогресса и новых средств лечения, что буквально воспринимается как сознательное и скорейшее избавление от обреченных. Дефицит, элитарность рождают подпольный бизнес, способный хоть как-то внести дисбаланс в неравные силы.

Фильм определенно неоднозначен по восприятию. Снят с минимумом дублей, на одну камеру, очень камерно, сжато, дробный монтаж – все ощущается как реалити-шоу для телевидения. Картина очень зациклена на выживании, на препираниях с американской системой здравоохранения, на методах тестирования препаратов. С абстрагированной обывательской стороны картину сложно оценить положительно. Действует принцип отрицания – примитивный защитный механизм, что отвергает всякую реальность, способную вызвать стресс в сознании. Рефлекторно наш мозг блокирует подобные страхи, переключаясь на проблемы будничные. Приходится ощущать, вдумываться, ставить себя на место героев. И тогда находишь путь к пониманию…

зел

Подготовил: Андрей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal