Рецензия на фильм «Робот по имени Чаппи» (Chappie) 2015

Рецензия Робот по имени Чаппи7,5Режиссер: Нил Бломкамп
Премьера: 04.03.2015

Слово «робот» открылось человечеству с легкой руки Карела Чапека и его брата Йозефа в 20-е годы прошлого столетия. С тех пор о роботах написаны десятки книг, сняты десятки картин, а сами роботы вошли во многие сферы человеческой жизни. Но 35-летний уроженец Йоханнесбурга Нил Бломкамп, разработав самостоятельный подход к теме, сумел создать нечто оригинальное и свежее. Он вывел на подмостки киноискусства очеловеченного робота.

Конечно, можно сказать, что «Чаппи» в какой-то мере продолжает традицию, заложенную такими лентами, как «Двухсотлетний человек» (1999) и «Искусственный разум» (2001). Но слишком уж не похоже творение Бломкампа на выше означенные фильмы как по части жанра, так и по части стилистики, что невольно от такого прямого сопоставления хочется откреститься.Рецензия Робот по имени Чаппи

Не похожий на своих литературных и кинематографических предшественников робот по имени Чаппи влюбляет в себя зрителя с первых робких шагов, покоряет своей детской наивностью и непосредственностью. Робот, проходящий этапы взросления и обучения, открытый для всего, не ведающий зла и жестокости… Что это, если не новое слово? Именно на фигуре Чаппи зиждется успех и прелесть картины. Никакие сюжетные повороты и нравственные проблемы, коими щедро сдобрен сценарий, не могут по степени своей притягательности соперничать с милым Чаппи.

Вообще, Чаппи — это чудо, чудо нашего роботизированного века. Робот с душой ребенка и интеллектом всех предшествующих поколений, — это точно такое же чудо, как мальчик с крыльями из фильма моего любимого Франсуа Озона «Рики» (2009). И роднит обе эти картины одно горькое обстоятельство: люди оказываются не вполне готовы к тому, чтобы правильно воспринимать чудо. Все они слишком жестоки, алчны и невежественны. Каждый начинает строить свои практические расчеты, основываясь на чудесной силе необычного героя.

Впрочем, Чаппи пленяет не только избалованного и много чего повидавшего зрителя, но и своих «папу» и «маму» — мелких бандитов и наркоторговцев из Йоханнесбурга, преследующих на этой бренной Земле только одну цель — выжить и разбогатеть. Являясь проводником идей своего создателя (не органично сыгранного Девом Пателем героя, а непосредственно режиссера Нила Бломкампа) Чаппи меняет не только жестоких родителей, но и огрубевших зрителей, заронив в каждого искорку добра, тепла и нежности. А как иначе можно реагировать на похождения махины-робота, которому по вечерам сумасбродная мамочка, укрыв титановое «чадо» одеялком, читает сказки и рассказывает о загробной жизни?Рецензия Робот по имени Чаппи

Помимо образа Чаппи, надобно отметить общую задорную, озорную, мрачновато-грубоватую, драйвовую стилистику фильма Бломкампа, умело сочетаемую с документально-репортерской манерой съемки. Хью Джекман здорово сыграл осатаневшего вояку, была хороша и фриковатая парочка Ninja и Йо-Ланди Фиссер (южноафриканская рэп-рейв группа «Die Antwoord»).

Нил Бломкамп вынашивал идею «Чаппи» более десятилетия, впервые опробовав эту тему в короткометражке «Тетра Ваал» (2004). С этой точки зрения фильм, наверное, мог бы быть более совершенным. Однако общее очарование картины с лихвой перекрывает минусы. Много ли вы видели наивных и забавных фильмов о роботах без излишней назидательности и морализаторства?

P.S. Один балл накинул исключительно за гениальную аллюзию на Бога и человека, на Создателя и его Творение в сцене, когда Чаппи спрашивает у Создателя: зачем создавать творения, которые умирают? Теперь я знаю, какой вопрос задам Богу, коли свижусь с ним.

Подготовил: Игорь Новиков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal