Рецензия на фильм «Бразилия» (Brazil) 1985

Рецензия на фильм «Бразилия» (Brazil) 19859Режиссер: Терри Гиллиам
Премьера: 20.02.1985

Невероятный выдумщик и фантазер Терри Гиллиам в каждом своем фильме демонстрирует  талант создавать особый сюрреалистический мир. Главным и одним из самых значимых его творений стала картина «Бразилия», снятая почти тридцать лет назад. Она явилась, по сути, квинтэссенцией бурной фантазии режиссера, где Гиллиам ярко демонстрирует острую социальную сатиру того общества, что окружает нас до сих пор.

 Гиллиам всегда любил по-настоящему развлечься и развеселить зрителя, начиная, как актер комическо-гротескной труппы «Монти Пайтон». Так вот картина «Бразилия» и есть та безудержность его сарказма, доходящего до абсурда. Невероятно масштабный и скрупулезно созданный мир некой альтернативной вселенной 50-х годов, в центре которого находится практически гоголевский «маленький человек» в исполнении Джонатан Прайс (как раз один из бывших участников означенного выше шутовского коллектива). Этот никчемный индивид – типичный представитель офисного планктона, что безропотно «плавает» на самом дне, лишенный всяких стремлений и влечений. И лишь появление девушки из грез в реальности приводит к полному хаосу сознания запуганного клерка.

Рецензия на фильм «Бразилия» (Brazil) 1985

Нарастающее безумство событий на экране подчеркивается совершенно бесподобными декорациями. Здесь не встретить ни одной натурной съемки – весь фон и каждое помещение созданы специально для фильма. Совершенно невероятные компьютеры с плоскими экранами (и это 1985 год!), кругом напутанные вентиляционные трубы, жилые коробки, напичканные проводами, футуристическая техника, безумные пластические операции – вызывает восторг и восхищение. Чего только стоит сцена, когда тайный борец с системой и за чистоту местных труб (Роберт Де Ниро) настигается падающими листками бесконечных протоколов, что его постепенно окутывают в огромный комок макулатуры.  Определенно, сейчас так не подходят к съемкам практически никогда.

Рецензия на фильм «Бразилия» (Brazil) 1985

Вообще, за всем саркастическим юмором и кажущейся откровенной глупостью происходящего Гиллиам проводит вполне серьезные параллели между строк. Технократическое государство, показанное с гипертрофированной стороны, непременно находит свои аналогии и в истории, и в настоящем, и, к сожалению, в будущем. И в этом мире есть место всем слоям общества, в том числе безропотным личностям и заведомо обреченным бунтарям-одиночкам. Оттого заостряясь на массивной демонстрации всеобъемлющего гнета, сюжет заметно тормозится, волочится, вязнет, и чем ближе к концу, тем сильнее. Но это намеренный шаг, лишенный ненужного плотного монтажа. И два с половиной часа, проведенные за рассмотрением в мельчайших деталях  безумного мира, не кажутся «прожитыми» зря.

Рецензия на фильм «Бразилия» (Brazil) 1985

Конечно, «Бразилия» — это не комедия в чистом виде. Таковой она покажется для тех, кто понимает тонкий намек на нашу каждодневную действительность – засилье технологий, интернет-зависимость,  цензура, бюрократия,  наконец, и незримое присутствие «большого брата». Об этом неоднократно писали знаменитые литераторы Джордж Оруэлл,  Олдос Хаксли,  Рэй Брэдбери в своих, пожалуй, главных произведениях. Об этом говорит и Гиллиам, подчеркивая обреченность шокирующей концовкой. Недаром «Бразилия» занимает особое место не только в портфолио режиссера (которое в этом году пополнилось идейным наследником «Теорема Зеро»), но и в истории кинематографа.

 Подготовил: Андрей Кузовков

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal