Рецензия на книгу Бориса Акунина «Черный город» — последнее дело Фандорина

«В черном-черном городе,

на черной-черной улице,

в черном-черном доме…»

Григорий Чхартишвили, он же Борис Акунин, Анатолий Брусникин, Анна Борисова, обладает поистине невероятной плодовитостью на писательском поприще. Вслед за «Беллоной» и «Аристономией» вышла новая его книга «Черный город», ставшая уже третьей по счету за этот год. Как ему удается писать стабильно (в прошлом году замечено 4 книги его авторства) такое количество качественных книг – уму непостижимо.

8,5

Тем не менее, творчество Акунина обладает удивительным свойством — вызвать поистине детское чувство восторга, увлеченности и восхищения приключениями, героями, эпохой. При прочтении его книг, в сознании сразу рисуются картины настолько живые, словно не книгу читаешь, а смотришь великолепную киноленту.  И еще — всегда потрясающее совмещение вымышленного и реального, когда объяснение значительных и мелких исторических событий происходит через сюжет книги — каждый генерал, чиновник и просто известный человек имеет своего реально существующего прототипа, но по своему интерпретированного в книге. Эта деталь так восхищала у Дюма, так же восхищает и у Акунина.

Роман «Черный город», это продолжение знаменитого цикла приключений о русском детективе и благородном человеке Эрасте Фандорине. На сей раз ему уже 58 лет, на дворе 1914 год, мир накануне  мировой войны, а местом действия романа становится нефтяное «сердце» Российской Империи черный город Баку.  С одной стороны это богатый восточный город, с другой – мрачный, напоминающий один из дантовских кругов ада:

«Эраст Петрович пригляделся: не деревья это были, а вышки. Деревянные и металлические, высокие и не очень, они заполняли всю равнину. Пожалуй, это зрелище напоминало не лес, а кладбище, тесно уставленное черными обелисками. Почти так же плотно торчали фабричные трубы. Все это дымило, чадило, выкидывало вверх клубы копоти. То, что показалось путешественнику грозовой тучей, на самом деле было очень плотным смогом».

Благодаря неудачному браку главного героя с актрисой, читатель имеет шанс мимолетно окунуться в прекрасное описание эры зарождения кинематографа, частично напоминающее биографический фильм о Жорже Мильесе «Хранитель времени». Сразу рисуются схожие картины первых попыток установить новый стандарт в зрелищности и масштабности кино. И подобных мелких деталей, погружающих точно и правильно в нужную эпоху, превеликое множество. Это признанное качество Бориса Акунина: мгновенно текстом визуализировать нужную картину.
Повествование развивается стремительно, сюжет расписан всегда широкими мазками ярких красок. Все герои колоритные, харизматичные, сразу запоминающиеся. Размах голливудский. Здесь и ночные вылазки, и дивные декорации (чего стоит описание невероятного особняка нефтяного короля), и захватывающие погони на катерах по горящему от нефти морю, и интеллектуальные словестные дуэли. Скучать зрителю не приходится (именно зрителю, потому что невероятно живые ассоциации рождаются мгновенно). Сюжет, стартуя с локального, перерастает в «дело государственной важности». Между тем текст полон огромного количества превосходных цитат, умозаключений, которые неизменно выделяешь на полях карандашом «nota bene»:

«Первая отвратительная фраза, столь часто у нас употребляемая и не имеющая точного аналога ни в одном из известных мне языков: «Сойдет и так»… Поэтому все у нас тяп-ляп, на авось и «на живую нитку», как будто мы обитаем в своей стране временно и не обязаны думать о тех, кто будет после нас».

Что очень понравилось  — в романе совершенно нет пошлости, присущей современной литературе. Лишь в одной главе, она (пошлость) балансирует на грани. Видимо, это некий тренд – хоть щепотку, но о сексе быть должно. Это не пуританское ворчание и не заявление, что в «настоящей литературе секса нет», но тенденция «хоть пару слов об этом» все же прослеживается.

«Черный город» — это прекрасное чтение, которое развлекает и дает поразмыслить над многими вещами (касательно истории, совершенствования личности, аспектов бытия). Книга написана богато, мастерски, с шиком, невероятно увлекательно, зрелищно. И, напоследок, чтобы окончательно убедить в необходимости прочтения, хочется предоставить слово Петру Вайлю:

«Вот и получилось, что только в наши дни обрел этот драгоценный подарок русский читатель — возможность не прятать за спину книгу несерьезного жанра при виде интеллигентных знакомых. Акунин такой подарок преподносит. Достоверная историческая канва. Обилие точных деталей политического и общественного обихода, этикета и быта. Жизненные образы. Чистый и легкий язык. Все это — при стремительности детективного сюжета. И все это — круто замешено на русской классике: стилистически, содержательно, идейно, нравственно. Здесь тоже учат, но учат, увлекая. Задача, пока посильная только этому, отдельно взятому, автору: свободно овладев инструментарием XXI века, ненатужно выступать от лица XIX». (из книги «Свобода — точка отсчета», стр. 175)

 

Подготовил: Андрей

Приобрести книгу Бориса Акунина «Черный Город» в интернет-магазине «БИБЛИО-ГЛОБУС»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal