Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) 2017

Режиссер: Дени Вильнев

Премьера: 03.10.2017

Литературный первоисточник «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был написан знаменитым американским фантастом Филипом Диком, человеком сложной жизненной судьбы, отразившейся на нем в виде частых и продолжительных нервных расстройств. Тернистый  путь прошла и экранизация «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, снятая по мотивам романа Дика. Фильм 1982 года провалился в прокате, но спустя десятилетие получил массовое признание и сейчас входит в список самых лучших образцов кинофантастики. Скотт, несмотря на фиаско премьерных показов, периодически возвращался к работе над лентой, дополняя ее все новыми деталями. В итоге, окончательный вариант картины вышел аж в 2007 году, представляя собой финальное видение «Бегущего по лезвию». Сам режиссер никогда не исключал продолжения, особенно учитывая обширную вариативность концовок своего фильма, который имеет семь версий.

Долгое время муссировались слухи, что сам маэстро Ридли Скотт снимет сиквел, но он доверил режиссерское кресло ныне модному канадцу Дани Вильневу. Его фильмография не отличается выдающимися картинами, но лента «Прибытие» 2016 года получила массу восторженных отзывов,  включая такие громкие эпитеты как «новое слово в интеллектуальной фантастике». По моему личному убеждению, режиссерский почерк изобилует латентными намеками на глубину, растянутым хронометражем, и максимально разреженным кадром. И это все так же применимо к «Бегущему по лезвию 2049».

Очевидно, что почти все продолжения некогда культовых франшиз или их перезапуски в последние годы, заметно слабее на качественном уровне, и новый фильм Вильнева как раз таковым и является. Но если рассматривать «Бегущего по лезвию 2049» не как прямой сиквел, а скорее еще однин  из «рассказов на тему», то можно в целом засчитать работу в «плюс» режиссеру. Длительность в почти три часа воспринимается как вялотекущая, но приятная картина происходящего: медленные движения, образы на монохромном фоне, минимум диалогов и действий – все это и органично вписывается в стилистику и одновременно убаюкивает во время просмотра.

Надо признать, бережное отношение к оригиналу и выдержанная стилистика – это несомненная заслуга Вильнева, уверенно преодолевшего все тяготы взаимоотношения с продюсером Ридли Скоттом. Канадский режиссер максимально плавно сохранил настроение оригинальной ленты, передав его через призму своего авторского стиля, так же наполнив картину и русским следом – в начале фильма встречается кириллическая надпись «Целина» (отсылки то ли к Шолохову, то ли к Брежневу), в доме главного героя лежит книга Набокова «Бледное пламя» (цитаты из этого романа служат для эмоционального теста репликанта), а мелодия звонка его мобильного телефона – симфония «Петя и волк» Прокофьева. Эти и многие другие элементы (например, известный отрывок про кусочек сыра) говорят о желание режиссера дать эрудированному зрителю отыскать все эти аллегоричные находки, которые, возможно, как-то раскроют закулисные события. Ведь, возможно, упоминанием книги Набокова, Вильнев пытался передать свои эмоции во взаимоотношениях с Ридли Скоттом — герои произведения это писатели, оспаривающие авторство одного выдуманного романа.

Однако «Бегущий по лезвию 2049» — это своего рода «дополненная реальность» от оригинала, то есть не самостоятельное произведение. Несмотря на ощутимый упор на красоту минимализма кадров, художественно, сюжетно и, что совсем удивительно, технически (учитывая разницу в 35 лет) он проигрывает оригиналу. Дени Вильнев выдержал картину максимально в своем стиле, но будет ли интересно меланхоличное повествование ценителям кино и массовому зрителю – вопрос. При неплохом бюджете в 150 миллионов долларов не ощущается размаха, и сюжет выглядит местечково, оставляя лишь намеки на нераскрытый потенциал. Если в оригинальной ленте через призму кинематографа было показано настоящее и живое утопическое будущее со своей уникальной проблематикой и драмой, то Вильнев продемонстрировал лишь призрачный намек на ту эту вселенную. Его «Бегущий по лезвию» так и остался одной их тех короткометражек, что выходили в преддверии полного метра, лишь растянутой на 163 минуты.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal