Рецензия на фильм «Черный лебедь» (Black Swan) 2010

9Режиссер: Даррен Аронофски
Премьера: 01.09.2010

Знаковая картина в творческой биографии начинающего законодателя мод американского авторского кинематографа Даррена Аронофски «Черный лебедь» громко заявила о себе, ворвавшись на экраны осенью 2010 года. Жесткая драма о жизни по ту сторону балетной сцены под аккомпанемент бессмертной музыки Петра Ильича Чайковского слились воедино в шокирующий, пугающий, нервный, отталкивающий, цепкий триллер.

Аронофски создал отличную цветовую палитру картины, в ней нет тех ярких теплых тонов классического балета из сцен придворных танцев и холодных голубых оттенков у озера. Визуальный стиль кинофильма — весь градиент серого. Вообще язык кадра здесь определяющий, подчеркивающий нарастающее сумасшествие. Эффекты отдают ранним Кроненбергом с его излюбленной темой трансформации тела и сознания, даже мутация тела зарождается на том же месте, что и в «Мухе». Изменения выглядят отталкивающе – кровоточащие ногти, жесткие волосы на спине, выгибание коленей ног в обратную сторону, наконец, покрытие тела перьями. В сочетании с тесными помещениями, с возникающими призраками сознания, со сценами жесткого насилия создается гнетущий и крайне мандражирующий стиль картины.

Сюжетная основа, лежащая на поверхности — подготовка к постановке «Лебединого Озера» — по факту фиктивна, это лишь фон, на котором разыгрывается  современная интерпретация балетного действия. Легенда о прекрасной принцессе Одетте и принце Зигфриде оживает по-новому. Героиня Натали Портман – это белый лебедь, испытывающая влечение к своему властному хореографу Венсану Касселю, олицетворяющему принца. Но в соперники врывается черный лебедь (Мила Кунис). Словно ведомая демоническим духом Ротбартом, она сеет смуту в сознании белооперенной оппонентки — то соблазняет ее принца, то искушает пылкостью ее истосковавшееся по ласке тело. Но черный лебедь не только живая конкурентка, но и роль, которую надо исполнить «принцессе Одетте». Постижение темных ипостасей  рождает раздвоение личности. Классический литературный пример доппельгангера, то есть проявления сумеречной стороны в человеке как самостоятельной. Погружение в образ черного лебедя трансформирует до абсолютной полярности обе сущности героини Натали Портман.

Определенно, это самая впечатляющая и мастерски исполненная психологически роль Натали Портман. И дело даже не в оцененности ее премией «Оскар». Эта буквальная дотошная «слежка» камерой за каждым вздохом, смятением, неуверенностью, пороком актрисы-героини. Грань стирается, камера неустанно следует за юной балериной, вместе с ней подпрыгивает и исполняет пируэты. Всегда сохраняется высокая плотность кадра, точный акцент крупных планов, мало свободного пространства – все создает дополнительное ощущение замкнутости, клаустрофобичности происходящего. Девушка, уже достигшая немалых высот в карьере, оказывается совершенно неподготовленной морально к новой великой роли белого и черного лебедя. Выращенная под четким надзором матери, она стесняется любых человеческих страстей, оставаясь невероятно закомплексованной, неудовлетворенной, страшится выхода эмоций. В ее замкнутом мире нет друзей и любовников, лишь мягкие игрушки, сидящие по периметру комнаты, как «сокамерники». Она сосредоточена только на постижении слабо очерченного совершенства.

Стилистическая особенность фильма «Черный лебедь» кажется несколько неприятной, дискомфортной, но Аронофски цепко держит, буквально заставляет зрителя сидеть покорно у экрана. Четко придерживаясь ведения филигранной грани между реальностью и сумасшествием, безумием и отчаянием — режиссер создает мир галлюцинаций. Такова особая художественная выразительность картины. Это Кино способно довести до нервного срыва.

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal