Рецензия на фильм «Бёрдмен» (Birdman) 2014

Рецензия на фильм «Бёрдмен» (Birdman) 20149Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Премьера: 27.08.2014

Алехандро Гонсалес Иньярриту на заре своей карьеры мог показаться еще одним прекрасным режиссером, рожденным  мексиканской землей, чьи художественные работы встанут в один ряд широко известных соплеменников. Дебютный фильм «Сука-любовь» показался очень занятным, последующий «21 грамм» уже меньше, следующие в  череде из звездных по кастингу — «Вавилон» и «Бьютифул» — были рядовым кино для Голливуда. Оттого ждать каких-то новых откровений не приходилось. Однако через четыре года в конце лета 2014-го на Венецианском кинофестивале Иньярриту представил свой новый фильм «Бёрдмен», который в одночасье стал главным кинооткрытием года и хлесткой пощечиной всем скептикам, кто уже списал режиссера со счетов, включая меня.    

Одно только полное название «Бёрдмен или неожиданное достоинство невежества» подразумевает обширность размышлений. И здесь их настолько много, что одного просмотра будет явно недостаточно. С одной стороны, на поверхности история актера, грубо говоря, так и не «сыгравшего Гамлета». Мысль о нереализованности в серьезной роли сводит персонажа с ума  —  альтер эго в виде его экс-звездной роли супер героя доводит до мыслей о суициде. Словно это отчасти биография Майкла Китона, когда он сыграл у Тима Бертона дважды Бэтмена, после чего карьера несколько пошла на спад. Но настал ренессанс, и в «Бёрдмене» Китон феноменален. В теле этого персонажа он чувствует себя, как в собственном, не просто его играет, он им дышит, живет, проявляет скрытые эмоции. И весь фильм —  как внутренний диалог с собой, со своим прошлым, со зрителем.

Рецензия на фильм «Бёрдмен» (Birdman) 2014

И с нами, участниками этого непревзойденного спектакля, работает неустанно следящая за происходящим камера. Потрясающая художественная выразительность и вовлеченность достигается за счет единого плана на протяжении всего фильма (за исключением минутного эпизода в конце) без единой монтажной склейки. На самом деле стыки, конечно же, есть, но они так мастерски скрыты, что этот полет камеры следит за десятком персонажей постоянно. Не кто иной, как гениальный оператор Эммануэль Любецки, поразивший всех совсем недавно пятнадцатиминутной начальной сценой в работе «Гравитация» другого мексиканца Альфонсо Куарона , в «Бёрдмене» достиг апогея своей стилистики. Оттого на экране создается подлинный реализм, перетекающий постепенно в сюрреализм, где уже теряется всякая грань. Камера плавно летает над представлением, устремляясь во всю закулисную сторону театрального помоста, показывая ее с саркастической стороны.

Рецензия на фильм «Бёрдмен» (Birdman) 2014

А сарказма Иньярриту не занимать – тонкий черный юмор неукоснительно проходит через всю картину. Даже в именах героев есть ирония. Например, антрепризный Майк Шайнер (переводится как «сияющий», «блестящий») – определенно лучшая роль Эдварда Нортона за последние несколько лет.  Наоми Уоттс, играющая его девушку, что ищет утешения хоть в ком-нибудь, даже в объятьях женщины, словно интерпретирует одну сцену из своей бывшей роли в известном фильме Дэвида Линча. Всегда комичный, а здесь неврастеничный — продюсер Зак Галифианакис,  пустая у других Эмма Стоун – просто потрясающа! У Иньярриту за два часа экранного времени все актеры раскрываются с высокой профессиональной стороны.

Рецензия на фильм «Бёрдмен» (Birdman) 2014

«Бёрдмен» — это головокружительное путешествие по сознанию одного человека, где пульсирующая кровь бьет в виски согласно барабанной импровизации, а парящая камера задает вихрь нескончаемого потока мыслей. И для их осознания и проникновения необходим многократный и въедливый просмотр. Ибо фильм Иньяррито устроен, как большой многослойный пирог, сложный и хитрый в приготовлении, где первичное действие на экране лишь глазурь.

 

Подготовил: Андрей Кузовков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal