Рецензия на аниме «За облаками» (Beyond the Clouds) (Kumo no Mukou) 2004

Режиссер: Макото Синкай

Премьера: 20.11.2004

Макото Синкай в аниме индустрии человек уникальный. Он чуть ли не единственный, кто не следует классическим канонам жанра, что придает отличную стилистику его анимационным работам. Оттого его творчество имеет некий экспериментальный оттенок, несущий в себе отголоски арт-хауса (поиск новых форм выразительности, «не для всех», фокус на мыслях и ощущениях героев).

Конечно, сразу возникает аналогия с самым известным японским аниматором Хаяо Миядзаки. Но их работы все же различны. У Макото другие точки соприкосновения с аудиторией — затрагивает жизни и судьбы совершенно обычных и ничем не выделяющихся людей. Персонажи всегда полны своих надежд и мечтаний. Как, например, герои анимационного мультфильма «За Облаками», которые грезили построить самолет и коснуться небес, увидеть вблизи магическую белоснежную башню «Союза», упирающуюся прямо в облака. Это сооружение, заметное со всех концов Японии, притягивает своим идеалистическим видом. Улавливается посыл режиссера – башня, как символ недостижимого, а стремление до нее долететь — как желание достичь невозможного.

«Мне снится один и тот же сон – в нем я одна в пустой вселенной. Во сне все мое тело – пальцы, щеки, ногти, пятки, даже кончики волос – стонут от одиночества. И уже те теплые дни, когда мы были вместе, сами кажутся сном. Но пока я помню о тех днях, думаю — смогу удержаться от падения в забытье».

Еще одна отличительная черта работ Макото – драматический реализм. В данном случае — драма во взрослении героев. Кончилось детство, началась взрослая жизнь, судьба разбросала друзей по разным уголкам страны. Связь разорвалась. Но не до конца. Сон стал тем самым связующим звеном, что по-прежнему объединял их. Но не на прямую, а косвенно. Здесь сновидения – как альтернативная реальность, где желаемое воплощается в действительность. «Люди иногда видят сны. И Вселенная видит сны. Мир прячет во снах различные возможности реализации событий, что люди и называют параллельными мирами и Вселенными». Но реальность неизбежна. Она оказывается куда суровей. Жестокость мира, конфликты, назревание войны и даже угроза дальнейшему существованию той самой «недостижимой» башни.

«У меня были друзья, но мне не хотелось с ними проводить время сверх того, что доставалось в колледже. Из 30 миллионов жителей города не находилось ни единого, с кем бы я хотел поговорить. В такие дни мне снилась Сайори. Я искал ее, покинутую, где-то среди холода, но так никогда не находил. Когда просыпался — оставалась лишь дрожь от ее присутствия. Словно я остался один во всем белом свете. Когда открываю глаза, первое время не могу понять, где я. Кажется, что открыл глаза не в тот мир. Порой чудится, что сон о Сайори более настоящий, чем та реальность, что меня окружает».

Мультфильм не надо пытаться понять, надо лишь прочувствовать, осознать, полюбить. Полюбить ту немыслимую красоту мира, нереальную, сказочную, фантастическую. Мир этот безупречен, безупречен своими полотнами, ярко насыщенными красками, невесомостью. Еще больше отрывает от земли непревзойденная музыка, такая же парящая, как и все в этой картине. Мелодия проста, изящна и легка, легка настолько, что полет фантазий, мечтаний, желаний уносит ввысь, в небо, в ту немыслимую синеву…

P.S. даже не зная японский, лучше смотреть в оригинале, но с субтитрами

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal