Рецензия на фильм «Анна Каренина» (Anna Karenina) 2012

8

Режиссер: Джо Райт

Премьера: 07.09.2012

Когда-то на одном из экзаменов, начиная отвечать преподавателю предмет, который я знал в тот момент не очень хорошо, я сказал: «Все смешалось в доме Облонских… точнее в моей голове». Экзамен я тогда сдал очень успешно, а сейчас вспомнил эту историю, потому что, подступаясь к новой экранизации романа Льва Толстого (романа мною сильно не любимого, но очень уважаемого) боялся, что в голове режиссера Джо Райта и актерской и сценарной группы тоже все смешается и выйдет полная чепуха. Отчасти эти опасения оправдались, но лишь отчасти, а потому увиденное я с легким сердцем могу охарактеризовать как вполне крепкое кино, очень далекое от провала, какой нередко случается, когда к нашей, загадочной и великой классике, подступаются иностранные товарищи.

Стоит признать, что фильм у Джо Райта получился дико красивым, в чем-то даже изысканным, местами очень оригинальным, но при этом он оставил довольно определенное послевкусие: зрителю показаны высочайшего класса и мастерства, но все же всего лишь витражные картинки, а не живые и пульсирующие, играющие красками и эмоциями, бередящие чувства и разум, сцены, завязываемые воедино резким, вызывающим и глубочайшим конфликтом. У меня осталось такое впечатление, что я сходил в богатый музей или на престижную выставку, посетил галерею, вернисаж, посмотрел искусные полотна. И только потом, где-то на периферии моего сознания появилась мысль о том, что это все же было кино.

Очень оригинальная задумка — театрализованность всякого изображаемого на экране действа — идет картине как во благо, так и во вред. Очень красиво и тонко придуманы декорации и механизмы перехода из одного пространства в другое, превращения Москвы в Петербург, комнаты в купе поезда, гостиной в улицу. Сперва это занимает и развлекает зрителя, приятно радует глаз и заставляет внутренне хвалить режиссера, однако с течением времени этот эффект пропадает, а ему на смену приходит стойкое и не очень приятное чувство того, что главные герои, в основном Анна, путешествуют пусть и по богатому, царскому театру, но всего лишь по его закулисью — не по сцене.

На создание особой атмосферы прекрасно работают просто божественные костюмы (совершенно заслуженный «Оскар») и не менее божественная музыка Дарио Марианелли. Если к актерам и к режиссеру можно проявить привычные претензии по части того, что они не до конца прочувствовали произведение Толстого, не углубились до самой сути конфликта, не дали оголенного нерва, то к костюмерам, декораторам и композитору не может быть никаких претензий в принципе. Да, они создали довольно воздушную атмосферу, не вполне вяжущуюся с «Анной Карениной», но как ловко сделали это, черти полосатые!

Не дает в полной мере увиденное связать с русской классикой и присутствие в кадре очень известных актеров, вроде Киры Найтли и Джуда Лоу. Слишком хорошо известен искушенному зрителю их синематографический багаж, чтобы от него, от их удачных и не слишком ролей можно было легко абстрагироваться и вообразить себе Анну и Каренина, поверить, что это они, герои Толстого, а не хорошие английские актеры.

В этом смысле приглашение на роль Вронского молодого и неизвестного (мне) Аарона Тейлора-Джонсона видится вполне логичным, однако сам актер меня, увы, не впечатлил. Слишком уж он мальчик, Вронский все же не таким был. Понимаю, что режиссеру надо было как-то показать разницу в возрасте и, если состарить цветущую и нежную Киру — задачка непростая, то приглашение по виду совсем юного напарника — вполне решаемый вопрос. Увы, это не вполне сработало. Мне все равно не удалось представить Найтли в возрасте «заметно за 30».

Подводя итог, могу сказать, что кино получилось крепкое, стильное, красивое, красочное, воздушное, упоительное, но какое-то почти без конфликтное, а ведь в романе, какой конфликт! Именно он и сохраняет по сей день такую небывалую актуальность произведения.

P.S. Не могу снова не отметить, как же здорово Джо Райт снимает Киру Найтли. До этого в «Искуплении», «Гордости и предубеждении», а теперь вот здесь, в «Анне Карениной». Как тонко он чувствует ее внутренний свет, как любовно и нежно смотрит на нее и дает посмотреть зрителю. Прекрасный творческий союз, за которым мне очень интересно наблюдать.

Подготовил: Игорь Новиков

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal