Рецензия на книгу Анатолия Брусникина (Акунина) «Беллона»

«Беллона» (2012)

 Одно из двух: или война есть сумасшествие, 

или ежели люди делают это сумасшествие,

то они совсем не разумные создания,

как у нас почему-то принято думать.

(Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»)

 Дебютный роман никому не известного Анатолия Брусникина «Девятный спас» внезапно появился на книжных полках в 2007 году.  Никаких подробностей о новом авторе никто не знал, но мне первую книгу передавали в руки со словами «новый роман Акунина». Книга была написана в прекрасной древнерусской стилистике, в духе «Трех мушкетеров», только про петровские времена. Читалось легко, быстро, оставляя прекрасное настроение.

Второй роман таинственного писателя «Герой иного времени» был куда более серьезен, суров, и даже жесток в повествовании судьбы героев на войне на Кавказе. Концовка была сильной и шокирующей.

Весной 2012 года Акунин (он же Чхартишвили) раскрыл карты – под псевдонимами Брусникин и Борисова скрывался он сам. Благодаря такому официальному ходу, автор вдохнул новую волну интереса к своему творчеству и Анатолия Брусникина в частности.

Новый роман, вышедший из под пера Акунина-Брусникина, называется «Беллона». Нетрадиционно он состоит из двух рассказов, самостоятельных и законченных, объединённых лишь общей темой Крымской войны и некоторыми героями.

Рассказ «Фрегат «Беллона»» сначала  летит по волнам, страницы лихо перелистываются, история затягивает. К середине — штиль, повествование утопает в деталях. К концу корабль попадает в шторм и влетает на рифы. По окончании остается ощущение досады. Ты не понимаешь, ради чего был весь этот красивый слог, история, яркие герои. Зачем? Дочитав «Герой иного времени» ты испытывал шок, шок от жестокой драмы, роковой судьбы. Во «Фрегате Беллона», несмотря на трагедию, нет чувства жалости, лишь привкус горечи, что вся магия улетела в печь…

Рассказ «Черная» начинается как истинный  военный детектив. Совершенно иной стиль повествования, более четкий, резкий, местами грубый. Главный герой человек безжалостный, невероятно целеустремленный — все по Штирлицу – «истинный англичанин, характер выдержанный, нордический, беспощаден к врагам Британии». Это человек новой формации – без меры практичен и рассудителен, холоден головой и сердцем. О России высказывается крайне негативно, что даже на ум приходят волошинские строки: «…Распродали на улицах: не надо ль,/ Кому земли, республик, да свобод,/ Гражданских прав? И родину народ /Сам выволок на гноище, как падаль…» (прим. автора, строки из стихотворения «Мир» 1917г.).  В противовес шпиону выступает агент спецслужбы, разоблачитель лазутчиков. Но предполагаемой дуэли умов не случилось, апогея не настало. Опять вышло не напряженно.

Все же общая тема «Черной» отчетливо прослеживается, она пропитана толстовскими мыслями из «Севастопольских рассказов» — бесчеловечная и бессмысленная война. Напрасные жертвы, искалеченные судьбы, горькие слезы. Но что бы ни происходило, каковы бы ни были ужасы войны, мужчин, как замечает автор, неуклонно притягивает и не отпускает ненасытная богиня войны Беллона…

Роман «Беллона» получился неоднозначным, местами скомканным, словно автора торопили, дергали, отвлекали. Но мастерство Акунина все равно взяло вверх! Интерес «чем же все кончится» не угасал до последней строчки. Да и редкая художественная книга побуждает окунуться в собственное исследование событий давно минувших дней.

P.S. «… тысячи бомб, ядер и пуль не переставали летать с бастионов, в траншей и с траншей на бастионы и ангел смерти не переставал парить над ними» (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»).

Подготовил: Андрей

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal