Рецензия на фильм «Американская история Х» (American History X) 1998

Режиссер: Тони Кэй

Премьера: 30.10.1998

Юношеский максимализм — крайне опасный недуг, по естественным причинам поражающий сознание личинок человека на их преимагинальной стадии развития. В некоторых случаях, может перейти в хроническую стадию психологического сдвига и сопровождать «пациента» долгие-долгие годы. В особо запущенном случае, приводит к инвалидности или к наглядному летальному исходу, под «бурные аплодисменты» единомышленников. Юношеский максимализм возникает в результате столкновения бестолкового, но бодрого растущего организма с окружающей действительностью. Юный недоразвитый мозг «несчастного», подогреваемый гормональным бумом, ещё не в состоянии распознать более двух оттенков какого-либо явления, поэтому делит все только на чёрное и белое. Общее правило — чем радикальнее, тем лучше. Следовательно, в этот период жизни, молодые люди начинают в очень активной и резкой форме «рубить правду», а так как им не все-равно (не смотря на то, что они это отрицают) поддерживает ли их «народ» или нет, своими заявлениями они стремятся к признанию среди себе подобных, то есть таких же юношей и девушек, разделяющих аналогичную точку зрения. Ведь одна из основных причин юношеского максимализма — это недостаток внимания и желание быть важным и нужным в среде обитания.

«Американская история X» — это фильм о переходном возрасте, точнее о последствиях вызванных необдуманными действиями со стороны того, кто идет «против системы» (так он думает, во всяком случает) под воздействием на организм бушующих гормонов. Главный герой не фашист, он — неонацист. Нельзя ни в коем разе путать эти понятия. Если фашизм — это целая идеология, за которой стояли массивные исторические личности, очень четко и, в то время, в тему толкавшие бодрые речи, то неонацизм — всего лишь попытка слепого подражания (встречается редко), или недурная попытка манипулировать подрастающими «зелеными» мозгами со стороны государства (какого бы то ни было). Человека, делящего мир на хорошее и плохое, очень легко развести на мнимую, на скорую руку придуманную «святую истину», рассказав складно написанную давеча сказку о глобальных проблемах, решить которые можно только всем вместе объединившись. Если молодой ум не ломается с первого раза (что практически никогда не случается), то можно размягчить его, так сказать разбавить «капелькой рома». «Если внедренная идея приживется, и человек примет ее за свою, то будет работать на нее с исступлением» говорили нам герои замечательного фильма «Начало». А идея приживается в 99% случаях, и молодой человек буквально оказывается в подростковом раю — среди людей разделяющих типа его мнение и полностью с ним согласных, где он может кричать «абсолютную правду», и в ответ будет слышать одобрительные возгласы, крики «Да!» — это все, что нужно «пацанчику» (ну может еще пару бутылок «светлого»).

Как мы видим из фильма (стоит сказать, что он очень правдоподобен), в основном в группировки попадают дети из неблагополучных семей (это не истина в последней инстанции, и все же за небольшим исключением так и есть). Оно и ясно, и по сути их обвинять будет не особо правильным решением. Когда с детства человек растет в нищете и, допустим, без отца, а соседский мальчик играет во дворе «в бейсбол» с «любимым папочкой», и мамуля зовет их на горячий вкусный обед, ребенок постепенно волей не волей начинает таить злобу на весь мир, и, в определенный период жизни, появляется человек, который предлагает выплеснуть эту обиду, так сказать отомстить, к тому же предлагает деньги, единомышленников, если подфартит еще и огнестрельное оружие; при всем при этом, этот «щедрый дядя» — шикарный кандидат на роль отца, коего у «бедолаги» никогда не было, и он с радостью принимает предложение и пропитывается сыновней любовью и чувством долга (очень сильным) к «спасителю». Вот вам и неонацист готов, который думает что он уникален, а на самом деле в соседней кафешке вербуют еще одного такого же неспелого мальца (тоже уникального).

Как было сказано раньше, юношеский максимализм — не пустяк и продолжаться может долгие годы, а то и всю жизнь. Касаемо конкретно данного кино, старший брат «вылечился» в уже достаточно не юношеском возрасте. «Не было бы счастья, да несчастье помогло» (что за несчастье? см. фильм), как говориться. Ему необходимо было увидеть изнанку, истинную суть того, за что он якобы борется. И увидев, понял, что по сути-то и ни за что, и выкрикивал он до этого пустые слова, и проживал пустую бессмысленную жизнь. Как крокодил, он убрал (точнее ему «помогли» убрать) пленку с глаз, доселе скрывавшую от него настоящую жизнь со всеми прилегающими ценностями и отказался от псевдоидеологии, некогда навязанной им «братьями по вере». Но так просто жизнь не поменять, и надо будет ответить за свои проступки, содеянные в прошлой жизни (типа карма). Одним из его проступков является то, что для своего младшего братишки главгер предстает настоящим «героем», в семантическом значении данного слова, и это результат дурного примера. А кому подражать, если не старшему брату? В общем, практически все попытки новоявленного «члена общества» объяснить, что неонацизм — это бред собачий, ни к чему так и не приводят, кроме того, что он из героя и великомученика для лысых правдорубов превращается во врага и труса, якобы боящегося второй ходки (но теперь-то ему на их мнение абсолютно наплевать). Единственный кто его волнует — младший брат, повторяющий все ошибки за старшим. Уберечь его — первостепенная задача. Чем закончится история о перевоспитании молодого скинхеда наказанным жизнью бывшим матерым скинхедом вы узнаете, посмотрев данный фильм.

«Американская история X» — эталонная история, с четко расставленными приоритетами, с правильными идеалами и ценностями. Это ярчайший пример безукоризненно исполненного игрового кино. В то же время фильм являет собой назидание молодым. В надежде на то, что просмотрев сию картину, мальчики и девочки не пойдут по левой дорожке, режиссер без лишних красок показывает к чему может привести один неправильный выбор. И все же сдается мне, что фильм вряд ли может помешать или посодействовать в выборе чего-либо просто по той причине, что это фильм и воспринимается он соответствующим образом, не то что красиво и складно говорящий, щедрый и, самое главное, реальный (осязаемый) дядя, сидящий напротив в местной кафешке.

Юношеский максимализм был, есть и будет, а неонацизм канет в лету, и на смену ему придет другое леворадикальное течение, но, как известно из школьного курса математики начальных классов — от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Подготовил: odonkorrrr

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal